Исполнительные устройства в СКУД

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b9143Исполнительные устройства (ИУ) являются важными компонентами системы контроля и управления доступом (СКУД), поскольку именно это оборудование реализует активную часть управления доступом в охраняемую зону и/или помещение по командам устройств управления (контроллеров)

Исполнительные устройства в основном определяют уровень и качество выполнения функции задержания и оказывают существенное влияние на быстродействие системы и стоимость СКУД в целом. В этой связи необходимо наиболее аккуратно подходить к вопросу выбора и применения исполнительных устройств СКУД.

Все ИУ по степени их применения можно разделить на три основных класса:

  • ИУ, используемые для организации доступа в помещения;
  • ИУ, предназначенные для организации доступа на пешеходных контрольно-пропускных пунктах (КПП);
  • ИУ, предназначенные для организации доступа на транспортных КПП.

ИУ, используемые для организации доступа в помещения

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b9144

К исполнительным устройствам, применяемым для контроля доступа людей в помещения, относятся средства, обеспечивающие управляемое отпирание/запирание и открывание/закрывание дверей. Такими устройствами являются электрические замки разных типов и доводчики, в том числе различные электрические и механические приводы. Доводчик является тем необходимым элементом, который автоматически осуществляет закрывание двери после прохода через нее. Для того чтобы доводчик надежно выполнял свою основную функцию (закрывал дверь после прохода через нее и оберегал замок от механических ударов), при его выборе следует учитывать такие основные параметры, как масса и тип двери, частота срабатываний, требуемая скорость закрывания.

Для обеспечения блокирования двери при отсутствии проходов через нее и возможности автоматического ее отпирания при разрешении прохода применяются электрические управляемые замки и защелки, которые делятся на две основные категории:

  • электромеханические;
  • электромагнитные.

Основное различие данных средств заключается в том, что в электромеханических замках в основном применяются те же принципы, что и в обычном механическом замке, только управление ригелем может осуществляться как механически (используя обыкновенно ключ), так и с использованием электричества. В электромагнитном замке удержание двери осуществляется посредством притягивания стальной пластины (якоря), размещенной на двери, к электрическому магниту (собственно замку), установленному на коробке за счет создаваемого магнитного поля.

Важным для оценки правильности применения того или иного замкового устройства (ЗУ) является то, что при отключении питания электромеханические замки, как правило, остаются в закрытом состоянии, в то время как электромагнитный замок при отключении питания, наоборот, отпирается. В этой связи электромагнитные замки чаще всего ставят на дверях, выполняющих функции аварийных выходов на случай экстренной эвакуации людей.

При выборе конкретного ЗУ необходимо учитывать особенности подачи сигнала управления и/или питания. Так, для управления электромеханическим замком, как правило, необходимо прокладывать провод в полотне двери или на ее поверхности с внутренней стороны. В этом случае дополнительно используются специальные кабелепроводы или контактные группы проводов для подачи питания от коробки двери до замка. Вместе с тем следует отметить, что некоторые производители выпускают электромеханические замки, в которых питание подается через запорную планку. Подводка питания и сигнальных цепей к электромагнитным замкам и электромеханическим защелкам осуществляется только путем прокладки кабеля в дверной коробке и не требует вмешательства в полотно двери. Отдельно следует упомянуть об автоматических раздвижных дверях, монтируемых в специально подготовленные дверные проемы. В таких ИУ вся механическая часть привода, как правило, размещается в верхней части конструкции двери. Автоматические раздвижные двери являются, по сути, достаточно сложным устройством и характеризуются определенной (довольно низкой) скоростью открывания/закрывания, ресурсными показателями, типом полотна двери, формой (плоская, сферическая), шириной дверного проема, наличием дополнительных сервисных функций.

При выборе замка учитываются такие особенности, как материал, из которого изготовлен замок, его стойкость к взлому, климатические условия эксплуатации, параметры управляющего сигнала и требуемого источника питания, наличие органов аварийной разблокировки, совместимость по уровню питающих напряжений и управляющих сигналов с контроллерами СКУД, дизайн и ряд других характеристик. Наиболее важными параметрами, характеризующими любой замок, главным образом электромеханический, и в основном определяющими его стоимость, являются его функциональные и технические, а также ресурсные показатели. Некоторые производители выпускают замки с более развитыми сервисными функциями, позволяют отслеживать положение ригеля ЗУ, двери (открытозакрыто) и т.п.

ИУ, предназначенные для организации доступа на пешеходных КПП

При выборе ИУ, предназначенных для организации доступа на пешеходных КПП, необходимо четко представлять тот круг задач, который пользователь хочет решить за счет применения данного вида оборудования. В противном случае может оказаться, что или пропускное устройство (ПУ) не решает поставленной задачи, или можно было применить более простое и, следовательно, менее дорогостоящее оборудование.

Рассмотрим основные задачи, которые, как правило, приходится решать потребителю.

В том случае, когда необходимо разделить поток людей и иметь информацию о времени и направлении прохода того или иного человека, то есть фактически решать задачи контроля рабочего времени (табельного учета), наиболее эффективным является использование поясных (полуростовых) турникетов.

Поясные турникеты

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b9145

Поясные турникеты бывают "нормально закрытые" и "нормально открытые". Разница между ними заключается в том, что первый тип турникетов всегда заблокирован в режиме ожидания. В случае получения разрешения на проход его ЗУ разблокируется, а после прохода через него ЗУ опять блокирует турникет. В свою очередь, в зависимости от типа преграждающего устройства данный вид турникетов можно разделить на трехштанговые и роторные.

В трехштанговых турникетах (чаще называемых триподами) функцию преграждающего устройства выполняют штанги, расположенные на специальной головке под углом 120 градусов друг к другу, при этом одна из штанг в режиме ожидания всегда находится в горизонтальном положении, создавая барьер, препятствующий проходу. Для исключения преодоления таких турникетов путем подлезания под штангой и/или перелезания над ней некоторые производители устанавливают дополнительное средство обнаружения, контролирующее зону прохода под и/или над штангой.

Роторный турникет — это конструкция с вертикально расположенной вращающейся осью, на которой закреплены три или четыре лопасти, образующие перегородки, препятствующие проходу. Роторные турникеты по сравнению с триподами исключают возможность осуществить их преодоление путем подлезания под горизонтально расположенным брусом, в таких турникетах либо устанавливается несколько брусьев, либо применяется сплошное заполнение перекрываемой области пространства, например ударопрочным стеклом или пластиком.

Нормально открытые турникеты (например, установленные в московском метро) оставляют зону прохода всегда открытой. В случае попытки несанкционированного прохода из стоек турникета выдвигаются специальные преграждающие устройства. Нормально открытый турникет обладает, как правило, более высокой пропускной способностью и надежностью, а также лучшими ресурсными показателями, нежели нормально закрытый турникет. Другим преимуществом нормально открытого турникета является постоянная готовность его использования для эвакуации людей. В триподах для реализации аварийного прохода обычно применяется специальный механизм "антипаника", обеспечивающий "перелом" преграждающего бруса при оказании на него воздействия в определенном направлении.

Полноростовые турникеты

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b9146

Учитывая тот факт, что полуростовые турникеты не являются серьезным препятствием для нарушителя, производители предлагают более совершенные устройства для обеспечения ужесточенных требований по организации пропускного режима на КПП. Речь идет о полноростовых турникетах и шлюзовых пропускных устройствах.

Полноростовые турникеты представляют собой трех- или четырехлопастную вертушку, выполненную в полный рост человека.

В исходном положении дверь заблокирована специальной электромеханической защелкой. После предъявления личностных атрибутов и получения разрешения на проход блокировка с защелки снимается и пользователь проходит, толкая дверь от себя. После прохода дверь вновь блокируется защелкой.

Преодоление данного типа турникета является более проблематичным, чем в случае полуростовых, однако опытный нарушитель достаточно свободно может преодолеть и такой тип турникетов.

Шлюзовые пропускные устройства

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b9147

В идеальном случае пропускные устройства СКУД должны обеспечивать реализацию принципа шлюзования каждого проходящего, т.е. осуществлять попеременное открывание дверей тамбура с реализацией обязательной фазы временного блокирования в зоне контроля любого лица. В этом случае обеспечивается максимальный уровень требований по управлению доступом.

Принцип шлюзования с применением весоизмерительного устройства позволяет практически полностью исключить проход по одному пропуску двух и более лиц и обеспечить надежное задержание несанкционированных лиц до выяснения обстоятельств, связанных с задержанием.

Полноростовые пропускные устройства шлюзового типа обычно выполняются в виде пропускных кабин, снабженных двумя дверьми, выходящими одна — на неохраняемую, вторая — на охраняемую территорию зала КПП. Между запертыми дверьми и стенками такого устройства образуется зона контроля, в которой находится пользователь во время его идентификации. В случае выявления причин, требующих задержания, он остается заблокированным в зоне контроля.

Полноростовые трехлопастные турникеты блокирующего типа обеспечивают создание зоны контроля и реализуют принцип шлюзования проходящих лиц при каждом цикле поворота ротора на 120 градусов. Однако такие устройства менее удобны в пользовании и имеют во многом худшие характеристики по сравнению с пропускными кабинами.

В настоящее время на рынке есть интегрированные пропускные устройства шлюзового типа, обеспечивающие дополнительно к выполнению основной функции — управление доступом проходящих лиц — реализацию задач обнаружения проноса оружия, взрывчатых веществ и радиоактивных материалов.

Делаем безошибочный выбор

При выборе типа пропускного устройства следует учитывать:

  • решение основной функции доступа (исключение несанкционированного прохода с учетом приведенных выше рекомендаций), так как от ее правильной оценки во многом зависит стоимость оборудования;
  • пропускную способность УПУ, от которой зависит количество устройств, необходимое для приобретения (целесообразно предусматривать также некоторый резерв их на случай выхода какого-либо устройства из строя или для снижения пиковых перегрузок при проведении регламентных и ремонтных работ);
  • коэффициент использования площади зала КПП (при установке оборудования с более высоким значением данного коэффициента в одном и том же зале КПП потребитель может разместить большее количество УПУ или дополнительное досмотровое оборудование);
  • габариты прохода, массу устройства, вероятность проноса предметов с определенными габаритами, возможность использования ПУ в качестве основных и/или запасных эвакуационных проходов, эргономические показатели удобства движения при проходе, количество преодолеваемых преград и т.п.
  • Практические советы по выбору исполнительных устройств СКУД

    Как правильно выбрать тип и модель исполнительного устройства для решений той или иной конкретной задачи?
    Первое требование действующих нормативов гласит, что УПУ (устройства преграждающие управляемые) должны в закрытом состоянии обеспечивать физическое препятствие перемещению людей, транспорта и других объектов, а также открытие запирающего механизма при подаче управляющего сигнала от устройства управления.
    Во втором требовании говорится, что УПУ должны иметь возможность механического аварийного открытия в случае пропадания электропитания, возникновения пожара или других стихийных бедствий.

    Даже далекий от мира техники человек понимает, что для разных целей нужны, например, разные автомобили. Если вы живете в сельской местности -вам подойдет автомобиль с большим багажником и полным приводом; если ваш дом на Рублевке — вам нужен знаковый дорогой автомобиль; если вы работаете в центре Москвы и используете машину только для поездок на работу — выбор за компактным автомобилем, удобным при парковке.
    Абсолютно такая же логика должна быть и при выборе исполнительных устройств. Нельзя, например, одну и ту же модель турникета устанавливать в офисе, па заводе, на горнолыжной трассе и в автобусе. На каждом объекте своя специфика, которая должна быть проанализирована и учтена при выборе оборудования.
    Если вернуться к турникету типа трипод, то для офиса он должен быть выполнен как можно солиднее и иметь большой выбор опций, позволяющих подчеркнуть индивидуальность и стиль данного офисного здания. Кроме того, необходимо, чтобы он был оснащен системой антипаника на случаи, например, пожарной тревоги. Турникет для проходной предприятия должен быть максимально вандалоустойчивым и сохранять внешний вид после многолетнего контакта с замасленной одеждой и откровенно недружественного отношения со стороны пользователей.
    Турникеты для монтажа на улице в условиях меняющегося снежного покрова, что типично для горнолыжных трасс, должны быть оснащены дополнительными обогревателями и механической системой изменения высоты установки преграждающей штанги, чтобы по мере увеличения сугроба можно было поднимать весь турникет или только его голову.
    Турникеты для автобусов должны быть достаточно дешевыми (так как их ставят тысячами и, как правило, за счет бюджета), антивандальными и обязаны иметь систему «антипаника» на случай непредвиденных ситуаций
    Таким образом, если в ТЗ на проектирование или в тендерной документации написано «турникет трехштанговый» — это еще не значит, что можно предлагать любую модель любого производителя, имеющую три рога-штанги.

    Типовые решения

    Как правильно выбрать исполнительное оборудование исходя из конкретной задачи? Рецептов множество. Самый простой и надежный — изучить опыт ваших коллег, перед которыми стояли аналогичные задачи, и постараться не наступить на те же грабли.
    Для облегчения анализа оборудования можно использовать так называемые типовые решения. «Типовые» значит не экспериментальные, т.е. решения, которые уже были установлены и проверены временем на других объектах.
    К сожалению, на заре рынка, когда не было опыта инсталляции, не у кого было спросить и все приходилось делать впервые, заказчик нередко становился подопытным кроликом, на котором откатывались откровенно сырые местечковые идеи. Следствием стало огромное количество неработающих систем и не использующегося на все 100% оборудования.
    Изрядно набив шишки, некоторые заказчики уже стали относиться к «недорогим» предложениям с осторожностью и все чаще и чаще выбирать узкоспециализированные модели вместо стандартных конфигураций.

    Небольшой офис

    Небольшая фирма, занимающая отдельные помещения или этаж, часто имеющая отдельный вход, желает ограничить доступ коммивояжеров и ввести пропускную систему для сотрудников с учетом рабочего времени. Стандартная задача, под которую можно продавать на рынке стандартные наборы оборудования, — киты.
    Лифтовой холл или пространство сразу за входной дверью перекрываются двумя трехштанговыми турникетами с системой ограждения. Без турникетов тут обойтись сложно. Установка считывателей и электромагнитного замка на входную дверь не позволит решить задачу по учету рабочего времени сотрудников и нивелирует смысл ввода карточек, так как по одной карточке смогут входить группы, в том числе и коммивояжеры, от которых вы хотели отгородиться. Тип, дизайн и стоимость турникета зависят от имиджа компании. Как правило, ограничиваются преграждающим устройством типа трипод отечественного производства, так как оборотных средств всегда не хватает. В противном случае фирма уже построила бы себе собственное здание.
    Очень важный момент — пути эвакуации. Перегородить коридор — дело нехитрое, а что будет при пожаре или необходимости занести мебель? В этом случае используют ограждения со съемными элементами в конструкции или падающие при включении пожарной сигнализации преграждающие штанги.

    Дорогое офисное здание

    Офисные здания класса А обычно следуют правилу «театр начинается с вешалки» и требуют вложения немалых средств в интерьер холла и входной группы, как его части. Сегодня на рынке предпочитают изделия из стекла и нержавейки, причем кому-то нравятся изделия с минимумом металла и максимум стекла, а кому-то, наоборот, массивные модули из нержавейки. Еще несколько лет назад в Москве на таких объектах устанавливали только турникеты роторного типа в комплекте с автоматическими калитками для проноса вещей. Такой турникет состоит из вращающейся колонны с тремя, реже двумя створками и ограждений, формирующих зону прохода.

    Сегодня в моду все больше входит концепция «открытого офиса», требующая установки турникетов типа «метро» — проходов с распашными или раздвижными створками. Такой турникет может быть открытым. То есть когда турникетом пользуются авторизованные пользователи, вход постоянно открыт, а при попытке несанкционированного входа турникет перекрывает проход, не пропуская непрошенного гостя. Модели с распашными створками занимают меньше места, им не нужен корпус, в которые створки должны заезжать. И с психологической точки зрения, особенно мужской аудитории, такой тип более комфортен и безопасен.

    Очень важный вопрос на подобных объектах — гостевые карточки, которые нужно отбирать на выходе. Для этого придумали специальный класс устройств — кардколлекторы или картосборники. Их задача — заглатывать карты-пропуска, проверять и по результатам «выплевывать» обратно или помещать во внутренний контейнер, выдавая сигнал на открытие гостевого турникета. Несмотря на высокую цену подобных устройств, они окупаются достаточно быстро за счет увеличения срока обращаемости гостевых карточек.

    Высотное офисное здание

    Москва-Сити и аналогичные офисные мегапроекты показали, что к входной группе высотных зданий предъявляются особые требования. Во-первых, ввиду огромного числа офисов и блоков требуется многоуровневая система доступа, разграничивающая проходы на этажи и различные офисные блоки. Во-вторых, из-за большого перепада давления внутри здания возникает необходимость его разделения на зоны перегородками, препятствующими сквознякам. В-третьих, пропускная способность и количество устройств должны соответствовать количеству сотрудников в здании. Опыт показал, что идеальное решение заключается в комбинации классических полуростовых турникетов с полноростовыми группами. В местах наибольшего скопления пользователей, в лобби первого этажа, нужно ставить устройства с максимальной пропускной способностью. Например, полуростовые турникеты типа «метро», не забывая при этом поставить обычную револьверную дверь на входе для борьбы со сквозняками, вызванными перепадом давления. А на этажах, на переходах между зданиями или блоками следует устанавливать полноростовые решения, например, роторные шлюзовые кабины, одновременно решающие задачи борьбы со сквозняками и контроля доступа. К сожалению, пропускная способность таких кабин в два раза уступает полуростовым решениям (20 человек в минуту против 35 для турникетов типа «метро») поэтому места установки и количество единиц должны быть хорошо продуманы.

    Комплекс зданий крупной корпорации или организации

    Основные отличия данного типа объектов от описанных ранее — специальные требования к дизайну (корпорации, как правило, зациклены на корпоративном стиле и требуют индивидуальности) и наличие территории, которую нужно защищать.
    Что касается дизайна, то, к сожалению, отечественным производителям тяжело конкурировать с иностранными производителями и никто кроме международных «монстров» просто не имеет возможностей для решения такой задачи.
    Что касается защиты периметра, то здесь многое зависит от конкретики. Полноростовые решения редко применяются для офисных объектов, охранник в корпоративной форме, стоящий на входе около турникета, — это тоже атрибут корпоративного стиля и имиджа.
    При необходимости уличной установки турникетов, как правило, используются триподы из нержавеющей стали с обогревателями, способные сохранять внешний вид и работать при низких температурах и высокой влажности.
    Кроме турникетов на входе на подобного класса объектах есть устойчивый спрос на установку автоматических шлюзовых кабин на входе в серверные помещения. Большая корпорация большие секреты. Для исключения несанкционированного доступа (НСД) к телекоммуникационному оборудованию требования по защите серверных самые серьезные. Шлюзовая кабина с системой взвешивания и биометрической идентификацией позволит исключить НСД в данное помещение. Еще одно новшество, пришедшее в Россию с мировой бизнес-культурой, чьим носителем являются мегакорпорации с известными брендами, — использование на объекте системы мастер-ключ. Чтобы гарантированно разграничить доступ технического персонала по зонам и помещениям и в то же время сэкономить немалые средства на электронных СКУД, которые все равно не поставишь на каждую дверь в подсобку, можно установить специальные личины. И таким образом сформировать систему, чтобы у уборщицы блока офисов А был ключ, открывающий все комнаты блока А, требующие уборки, у начальника смены или технического директора были ключи, открывающие все офисы здания во всех блоках и т.п.

    Завод

    Аналогичная задача по организации прохода через вынесенные на периметр КПП стоит и перед службой безопасности завода или промышленного предприятия. Имеют место два основных подхода. Первый подход- это строительство отапливаемых зданий для КПП, в которые устанавливаются турникеты (триподы или турникеты роторного типа, но обязательно из стальной конструкции с минимумом стеклянных и иных пачкающихся элементов), а второй — установка в линию забора полноростовых турникетов, выполненных в едином дизайне (имеющих такую же высоту, окрашенных в такой же цвет и т.п.). Система с полноростовыми решениями является более автономной, так как не требует присутствия дополнительного персонала и в то же время остается более защищенной от вандализма (иногда к турникетам даже предъявляют дополнительные требования по взломоустойчивости).

    Стадион

    На первый взгляд для объектов спортивного назначения, таких как футбольные стадионы, подойдет такое же решение, как и для предприятий. Но это только на первый взгляд. На самом деле есть ряд важных моментов, которые делают обычные турникеты непригодными для применения на стадионах. Во-первых, высокий уровень вандализма. Именно поэтому на стадионе не ставят турникеты с алюминиевыми штангами и крашенными трущимися частями. Кроме того, у ряда конструкций есть даже специальные ночные экраны, позволяющие после матча закрыть проходы совсем. Во-вторых, пропускная способность точек прохода на стадионе должна быть намного выше, чем на заводе, это значит, что для стадионов требуется устанавливать как можно больше турникетов в одной группе. Этого удается достичь, объединяя в одной конструкции два турникета. В-третьих, человек пользуется турникетом на стадионе не так часто, как на своем родном заводе. Раз в месяц, а иногда и раз в жизни против использования каждый рабочий день. Поэтому уровень комфорта при проходе через турникет на стадионе не так важен. И, наоборот, на стадионе более вероятна попытка несанкционированного прохода двух человек в одном сегменте, чем на заводе. Поэтому турникеты для спортивных объектов делаются с максимально узким сегментом для исключения одновременного прохода вдвоем, хотя это заметно снижает уровень комфорта. Например, на заводах, как правило, применяют турникет с тремя створками, тогда как на стадионах всегда с четырьмя.

    Аэропорт

    Набор исполнительных устройств СКУД, применяемых в аэропортах, многогранен и специфичен. В России турникеты используют пока только на входах для персонала, механические калитки на паспортном контроле и электрозамки на дверях, разделяющих различные внутренние зоны.
    В то же время в Европе после 11 сентября уже появился новый класс оборудования — однонаправленные полноростовые проходные зоны, состоящие из ограждения и набора последовательных преграждающих устройств с датчиками, беспрепятственно пропускающих в одном направлении (например, из зоны прилета в зону получения багажа) и блокирующих желающего пройти в противоположном направлении. Это очень интересное решение и крайне актуальное для России, потому что очень больно смотреть на охранника, сидящего в тамбуре Шереметьево-2 и предупреждающего, что вход дальше, а через эти двери только выход. Если на этом самом месте поставить роторный шлюз, например диаметром 3 метра, то через него все будут комфортно выходить из аэропорта, но никто не сможет войти, так как датчик распознает находящегося в запрещенном сегменте и дверь вытолкнет его на улицу.

    Банк

    Банк должен олицетворять надежность, которую иногда путают с неприступностью. Поэтому многие банковские здания оборудуются шлюзовыми кабинами на входе. Бронеконструкция с интегрированным металлодетектором, лотками и системой досмотра — типовое решение для российских банковских зданий. Этот набор средств практически исключает вероятность проноса на территорию банка оружия и взрывчатого вещества. Среди минусов такого решения — крайне низкая пропускная способность (не более 6 человек в минуту в максимально облегченной версии и 2-3 человека в минуту при металлодетекции и взвешивании). Это требует установки большего числа автоматических шлюзовых кабин. И, как правило, банкиров останавливает не цена кабин, а отсутствие требуемого места в холле.
    В качестве альтернативы для входной группы иногда используют шлюзовые кабины роторного типа. Они тоже бывают бронированные и могут оснащаться весовой системой, но в отличие от шлюза позволяют добиться пропускной способности 20 человек в минуту. То есть одна роторная кабина заменяет 3-4 классические, что экономит не только пространство, но и бюджет.
    Кстати, если говорить об особенностях российского рынка, то у нас достаточно часто используют и другой класс шлюзовых кабин, а именно распашного типа. В простейшем варианте — это две распашные бронированные двери, оснащенные доводчиками, электрическими замками или защелками, считывателями СКУД и контроллером. Задача шлюзования решается на уровне контроллера. Боковые панели, пол и потолок зачастую даже не требуются. Такой конструктор может быть установлен в любом коридоре, а главное, он обходится в несколько раз дешевле европейского варианта с полукруглыми раздвижными створками.
    Благодаря цене и простоте в производстве распашные шлюзовые кабины получили широкое распространение в 1990-е годы во времена банковского бума. Когда банки постоянно открывались и закрывались, не было смысла вкладывать средства в оснащение офиса, но вместе с тем были требования ЦБ о соблюдении правил по защите входных групп и ряда специфических помещений па территории банка. Лихие 1990-е прошли, и мода на плоские шлюзы исчезла. Так что если о том, какого производителя выбрать, можно еще поспорить, то вопрос какого типа шлюз ставить на входе в кассовый узел или эмиссионный центр решен положительно в сторону круглых автоматических раздвижных тамбур-шлюзов.
    И в заключение хочется еще раз напомнить, что узкая специализация — залог высокого профессионализма. Незачем из пушки стрелять по воробьям, а из «мелкашки» по медведю. Проще и надежнее обратиться к богатейшему мировому опыту или хотя бы к российскому, еще не такому богатому, зато зачастую наиболее яркому и интересному.


Похожие статьи...