Турникеты. Типы и потребительские свойства

Турникеты предназначены для разделения потока людей по одному на объектах с повышенными требованиями к контролю и управлению доступом.
В настоящее время турникеты и калитки используются повсеместно и признаются одним из практичных и надежных компонентов системы безопасности. Данный класс оборудования включает в себя множество конструктивных решений. Широта модельного ряда призвана обеспечить решение различных задач системы безопасности клиента. Единственным условием для функционирования любых КПП с использованием турникетов – наличие постоянного контроля или видеонаблюдения со стороны службы, обеспечивающей безопасность на объекте. Это продиктовано хотя бы тем, что одновременно между двумя планками или лопастями турникета могут пройти и два человека, если очень потесниться, но это непременно будет замечено охраной.

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b9982

ТРИПОД — это, пожалуй, самый популярный и распространенный тип турникета. В основе конструкции — три вращающиеся преграждающие планки.

Экономичные турникеты-триподы представляют собой конструкцию из корпуса с закрепленными под углом тремя штангами (планками). Корпус может быть выполнен прямоугольной форме или быть Т-образным. Штанги турникета-трипода устроены так, чтобы одновременно между 2 штангами мог находиться только один человек, что обеспечивает формирование упорядоченной контролируемой процедуры прохода посетителя в охраняемую зону. Турникеты данного класса чаще всего уcтроены довольно просто, являются электромеханическими устройствами без применения высоких электронных технологий. Посетитель при проходе через турникет-трипод двигает разблокированную планку руками, после чего она фиксируется снова. Есть так же модели турникетов-триподов, в которых перемещение планок осуществляется встроенным двигателем, что более комфортно для посетителей, но сказывается на цене оборудования.

Существует два основных вида триподов: навесной и стационарный. У навесного — в отличие от стационарного — отсутствует установочная тумба. Навесной турникет «вешается» на стену или на существующее ограждение, он проще в установке, занимает значительно меньше места, несколько дешевле. Однако он не всегда удачно вписывается в существующее пространство, и тогда лучше использовать стационарный турникет, который сам это пространство формирует. Невысокая стоимость, компактность, возможность гармонично вписать в любой интерьер — вот основные преимущества трипода. Именно они сыграли решающую роль при выборе типа турникета для установки на московских железнодорожных вокзалах и станциях. Основной недостаток этих турникетов в том, что они обеспечивают низкий уровень защиты охраняемого объекта. Трипод легко перепрыгнуть или просто подлезть под преграждающие планки. Поэтому чаще их устанавливают там, где существует дополнительный пост охраны.

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b9983

ТУМБОВЫЙ ТУРНИКЕТ 
Разновидностью ТРИПОДА является ТУМБОВЫЙ ТУРНИКЕТ;
– от простого ТРИПОДА отличается повышенной вандалозащищенностью и надежностью перекрытия зоны прохода. При установке в ряд нескольких турникетов конструкция корпуса позволяет формировать зону прохода, позволяя обойтись без установки дополнительных ограждений.

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b9984

КАЛИТКА
— ещё один тип недорогих, компактных турникетов. Обычно выполняется в виде «распашной» заградительной конструкции. В самом простом варианте это обыкновенная преграждающая планка или штанга которую при проходе можно просто толкнуть рукой. В более сложном варианте калитка выполняется в виде прозрачной (стеклянное или непрозрачной дверки. высота которой может достигать полутора метров. 
Существует варианты двухстворчатых распашных калиток, позволяющих организовать расширенные проходы. Среди достоинств калиток следует упомянуть то, что при их использовании очень легко организовать режим «нормально открыто», что значительно увеличивает срок службы устройства. Этот режим при необходимости также обеспечивает проход большого потока людей. Интересен вариант «моторизованной» калитки. Эту калитку не надо толкать рукой. Она может открываться автоматически либо с пульта охранника, либо от средства идентификации (карточка, брелок, радиобрелок и т.д) посетителя. Основной недостаток тот же, что и у трипода, низкий уровень защиты охраняемого объекта.

Различают:

    • механические калитки;
    • односторонние калитки;
    • калитки, запираемые на ключ;
    • калитки с электродвигателем;
    • калитки, открываемые на заданный угол;
    • калитки, открывающиеся самостоятельно, с заданной периодичностью;
    • калитки, срабатывающие при пересечении посетителем луча фотоэлемента;
    • калитки со встроенными электромеханическими доводчиками;
    • калитки с гидродоводчиками для возврата створки в исходное положение.

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b9985

ПОЛУПРОФИЛЬНЫЙ РОТОРНЫЙ ТУРНИКЕТ
Роторные турникеты данного класса представляют собой колонну с вращающимися лопастями в количестве 3 или 4 штук, а посетители проходят между двумя лопастями полуростового роторного турникета. Обеспечивает большую степень защищенности, чем трипод и калитка, но требует и большего пространства для установки. Конструктивно выполняется или из сплошных створок (прозрачных и непрозрачных ), или из створок в виде параллельно расположенных брусьев. Бывают как трехлопастные, так и четырёхлопастные модели. При установке роторных турникетов, как полупрофильных, так и полнопрофильных, практически всегда возникает проблема, связанная с проносом через эти турникеты негабаритных грузов. Даже обыкновенный стул может не вписаться в предлагаемые турникетом размеры. Поэтому при установке роторных турникетов следует предусмотреть дополнительные проходы. Тем более, что такие проходы требуются и по правилам пожарной безопасности. 

Каждая модель полуростовых роторных турникетов имеет свой дизайн. Роторные турникеты разнятся по толщине колонны, при изготовлении их лопастей используются различные материалы и конструктивные решения:

    • прямые металлические трубы;
    • изогнутые металлические планки;
    • лопасти из прочного закаленного стекла;
    • деревянные поручни.

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b9986

СКОРОСТНЫЕ ТУРНИКЕТЫ (моторизованные проходы)
 — обеспечивают наибольшую пропускную способность. Еще одно их название МЕТРОПРОХОДЫ
Они могут иметь конструкцию с дверцами небольшой высоты или высокими створками, обеспечивающими повышенную степень защиты. Также существуют модели с выдвижными створками. Такие модели установлены на станциях московского метро. Скоростные модели могут работать в режиме «постоянно открыт», т.е. створки в исходном положении открыты и закрываются только при попытке несанкционированного прохода. Такой режим, собственно, и обеспечивает высокую пропускную способность, что и позволило назвать эти турникеты скоростными. Второе, не менее важное достоинство «постоянно открытого» режима — больший срок службы за счёт значительно меньшего числа срабатываний в единицу времени. К недостаткам скоростных турникетов следует отнести их «негуманность» по отношению к человеку. Даже при наличии у вас средства идентификации (карточки или любого другого) вы не застрахованы от того, что турникет вдруг не перекроет вам путь. Серьёзной травмы вы, конечно, не получите, но удары бывают достаточно чувствительны.

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b9987

ПОЛНОПРОФИЛЬНЫЕ РОТОРНЫЕ ТУРНИКЕТЫ — обеспечивают максимальную степень защищённости. Они имеют конструкцию с высотой прохода от двух до двух с половиной метров, могут быть выполнены в виде вращающихся брусьев, вращающихся стеклянных створок и т.п. Некоторые модели разработаны специально для установки на улице. Наиболее «навороченные» модели оснащены металлодетектором, весовой панелью, внутренним дополнительным средством идентификации [обычно кодонаборником), усиленным блокиратором. К недостаткам следует отнести небольшую пропускную способность (примерно 10 человек в минуту), сложность прохода с негабаритными предметами, сложность организации режима «антипаника» и большие габариты, что не всегда приемлемо для потребителей как с точки зрения дизайна, так и из-за ограниченности места.

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b9988

ОГРАЖДЕНИЯ — при оборудовании проходных турникетами различного типа часто оказывается, что зона прохода перекрыта не полностью, и есть необходимость в установке ограждений. В этом случае важно, чтобы все оборудование смотрелось единым комплексом. Как правило все производители предлагают ограждения, выполненные в едином дизайне с турникетами различных моделей и легко интегрируемые с ними.

Пульты управления для турникетов.

Этот аксессуар к турникетам представляет собой устройство с кнопками, позволяющее оператору производить управление турникетом независимо от системы, при возникновении нестандартной ситуации, или, напротив, для поддержания алгоритма, принятого в целостной СКД. Большинство турникетов позволяют использовать не только пульты этого же бренда, но и оборудование других производителей, а так же подключать обычные звонковые кнопки на сухие контакты линий управления.

Считыватели.

Место установки считывателя – на турникете или отдельно – является решением дизайнерским. В крайнем случае, когда установка на турникет считывателя при данной архитектуре СКД не возможна по тем или иным причинам, она производится на отдельной стойке, выполненной в виде колонны, что является более затратным решением. В большинстве случаев на турникете достаточно места, чтобы произвести эргономичную установку считывателя, светового индикатора и других дополнений непосредственно на устройстве. Вариантов установки и типов крепления индикации и считывателей на роторный турникет масса, в том числе на дополнительные консоли и ограждения турникетов.

Счетчики.

Удобным опциональным устройством являются счетчики прохода, которыми снабжаются турникеты. Они могут использоваться для различных целей, таких, как:

    • учет числа посетителей объекта в ознакомительных целях;
    • учет числа проходов для оценки необходимости планового сервисного обслуживания турникета;
    • автоматическое ограничение числа посетителей охраняемой зоны.

Можно выделить группу технических и эргономических характеристик, которые определяют основные потребительские свойства этих устройств:

    • Требования к уровню защиты.
    • Наличие режима «антипаника».
    • Возможность подключения системы контроля доступа.
    • Пропускная способность.
    • Ресурс(количество срабатываний).
    • Дизайн.
    • Ценовые параметры.
    • Режимы прохода (групповой пропуск или пропуск по-одному).
    • Ширина прохода.
    • Автоматический доворот лопастей.

Требования к уровню защиты.

Наибольшую защищенность объектов обеспечивают полнопрофильные (полноростовые) турникеты. По своим характеристикам они близки к шлюзовым кабинам. Их невозможно обойти. Они могут обеспечить проход строго по одному человеку, а также «блокировку» человека внутри кабины. Далее, по требованиям к уровню защиты, следуют полупрофильные турникеты («вертушки», полуростовые). Скоростные турникеты, триподы и калитки обеспечивают наименьшую степень защиты. И если для решения вашей задачи основное требование, предъявляемое к устанавливаемому оборудованию, — повышенный уровень защиты, тогда, безусловно, вам необходим полнопрофильный турникет. Эту задачу одинаково хорошо выполняют и российские, и зарубежные турникеты. Например, полнопрофильные турникеты «ОМА» или турникеты серии УПУ компании «Дедал» надёжно изолируют вас от нежелательных посещений. В турникетах компании «Дедал», кроме всего прочего, есть редкая для российских турникетов функция — разрешение прохода по одному пропуску не более одного человека (используется взвешивание человека) и блокировка нарушителя внутри кабины при несанкционированном проходе (кроме пропуска используется личный код).

Наличие режима «антипаника».

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b970

По требованиям пожарной безопасности (НПБ) во всех местах скопления людей, в том числе в офисах, на предприятиях, местах развлечения, отдыха и т.д., необходимо обеспечить беспрепятственный выход из опасной зоны в случаях возгорания и при других экстремальных ситуациях. И если на входах в указанные заведения (а это практически все публичные и все «работающие» заведения любого города) вдруг устанавливаются турникеты, тогда в этих турникетах должен быть предусмотрен режим беспрепятственного выхода, который называют «антипаника». Такие режимы практически автоматически реализуются в скоростных турникетах v калитках. Почти во всех иностранных и в некоторых российских триподах этот режим реализуется путём опускания одной из рабочих штанг, у некоторых производителей есть патентованные электромеханические штанги «Антипаника», срабатывающие автоматически при поступлении сигнала противопожарной системы или от пульта управления. В некоторых видах триподов добиться данной функции удаётся только после откручивания одной из штанг. Полупрофильные и полнопрофильные турникеты не обеспечивают режима «антипаника». Аварийный выход при отсутствии режима «антипаника» должен быть обеспечен дополнительными проходами. Поэтому при организации проходов с использованием турникетов желательно согласовать все планы с представителем пожарной инспекции.

Кроме того, для соблюдения правил пожарной безопасности можно использовать такие решения, как:

    • автоматические калитки,
    • съемные ограждения,
    • КПП особой архитектуры.

При формировании прохода может быть заложена потенциальная возможность его расширения в случае пожара или другой чрезвычайной ситуации. Для этого, например, на КПП ставятся два турникета-трипода с планками «Антипаника», друг напротив друга, и съемным ограждением между ними. При необходимости планки складываются, ограждение отодвигается, расширяя до необходимого размера проход для потока посетителей. Автоматические калитки могут открываться при срабатывании пожарной сигнализации, а съемные части ограждений легко сдвигаются сотрудниками службы безопасности, обслуживающей систему контроля доступа, или первым же эвакуирующимся посетителем. Если на КПП установлены роторные турникеты, единственным способом оборудовать эвакуационный путь является дополнение прохода автоматическими калитками. В случае если к эстетике оборудования выдвигаются особые требования, устанавливаются калитки и турникеты, выдержанные в едином стиле.

Возможность подключения системы контроля доступа.

Большинство турникетов, поставляемых в настоящее время российскими и зарубежными компаниями, имеют возможность подключения практически к любой системе контроля доступа. При этом его «разумность» может быть индивидуальной, в составе автономной системы контроля и управления доступом или же групповой, когда турникет включён как элемент многоуровневой распределённой системы контроля и управления доступом. В первом случае такой турникет в состоянии распознать «своего» и пропустить его на охраняемую территорию. Максимум его способностей — подготовить отчёт проходов, то есть выдать список времени прохода сотрудников через турникет. Во втором случае турникет становится «разумным» элементом всей системы контроля и управления доступом. Он в состоянии согласовывать свои действия с работой всего сложного механизма управления потоками людей на предприятии. Более того, он может подстроиться под постоянно меняющуюся ситуацию, изменяя алгоритмы своего поведения. Конечно, всё это делает не сам турникет, а программа, заложенная в систему контроля и управления доступом (СКУД).

Пропускная способность.

Пропускная способность турникетов, оборудованных системами контроля доступа зависит от трёх временных пaраметров времени предъявления человеком устройства идентификации (карточки, брелка и т.д.) времени считывания кода и обработки запроса программой системы контроля и управления доступом; времени срабатывания исполнительного механизма. Практика показывает, что здесь самым инерционным звеном является человек. Поэтому, при прочих равных условиях, наибольшей пропускной способностью обладают турникеты, снабжённые считывателями радиочастотных карточек. Их человек предъявляет наиболее быстро. Время срабатывания исполнительного механизма — наиболее стабильный параметр. Явными лидерами по этому параметру являются скоростные турникеты. Это объясняется прежде всего тем, что у большинства скоростныхтурникетов нормальное состояние створок — «открыто» и срабатывать в общем-то и нечему. А скорость прохода в итоге зависит только от «человеческого фактора». Практика показывает, что реальная пропускная способность турникетов,оборудованных системами контактного считывания, составляет от 8 человек в минуту для полнопрофильного турникета до 20 человек в минуту при использовании скоростных турникетов.

Ресурс (количество срабатываний до поломки)

Пропускная способность турникета на отказ — одна из его характеристик, которая косвенно показывает его надежность и износостойкость. Несмотря на то, что ряд зарубежных изготовителей игнорируют данный показатель и не проводят тестов для его выявления, довольствуясь наличием сертификата, это важный параметр, так как критическое число проходов позволяет определить, какую СКД способен обслуживать данный турникет в течение определенного времени.

Наилучшими параметрами здесь обладают зарубежные турникеты. Практически на все виды гарантируется ресурс до 1 000 000 срабатываний. Иногда эта цифра доходит до 5 000 000 Очень редко гарантированное число срабатываний, объявленное в технических условиях, превышает 2 000 000. У российских изделий ресурс гораздо скромнее. Российские производители даже не всегда указывают значение ресурса в технических характеристиках своих изделий. Практика показывает, что выход из строя наших турникетов непредсказуем и может произойти после 100 000 срабатываний.

Уличное исполнение.

Если перед турникетом ставится задача функционировать в жестких погодных условиях, при перепадах температур от 30 градусов холода до 50 градусов тепла, при проливных дождях, снеге и ветре, необходимо подобрать модель уличного исполнения. Даже при условии, что электронная «начинка» выдержит низкие температуры, конденсат может помешать работе оборудования. Для предотвращения этого на открытых проходных используют турникеты-триподы со встроенными в герметичный корпус обогревателями с термостатом. Несмотря на это, уровень IP (международный класс защиты оборудования от пыли и влаги) турникетов достаточно невысок и производители рекомендуют устанавливать их под навесом. Более точную информацию о классе защиты турникета можно узнать, рассмотрев технические характеристики всех частей его конструкции: часто различным частям турникетов присваивается разный класс защиты.

Дизайн.

Поставщики турникетов предлагают самые разнообразные конструкции и цветовые решения. Окрашенная сталь, нержавеющая сталь, стекло, тонированное стекло, стекло с гравировкой, отделка из дерева, хромированные детали. Есть из чего выбрать. Существуют турникеты практически незаметные, воздушные, из тонких трубок и стекла, а также солидные, массивные, уверенно отделяющие ваше пространство от внешнего мира. Оптимально «вписать» турникет в существующее пространство помогают различные ограждения и их элементы. Выполненные в том же стиле, что и турникеты, эти дополнительные элементы позволяют создать единую конструкцию, не нарушая при этом существующего интерьера. В последнее время российские производители значительно улучшили внешний вид своих изделий и расширили их разнообразие. И всё-таки отставание всё ещё существует. Освоив «классику» внешнего вида и приемлемое качество покрытий и отделки, российские производители пока ещё не могут порадовать потребителя «авангардными» решениями и изысканной отделкой. И если наши компании предлагают два-три цветовых решения, то зарубежные производителипоставляют весь цветовой ряд.

Материал исполнения турникета.

Вариант исполнения турникета зависит от бюджета проекта и задач, которые рассчитывает решать Заказчик с его помощью. В данном случае выделяют два основных вида систем:

    • класса «Люкс»,
    • эконом-класса.

Решение класса «Люкс» — это исполнение из нержавеющей стали с матовой полировкой. Такой материал и обработка даже при длительном использовании сохраняют все свои качества и презентабельный внешний вид, турникет при этом не подвержен коррозии, на нем не видны царапины и отпечатки пальцев. Так же применяется использование окрашенных порошковой краской стальных или алюминиевых поверхностей, если они не являются узлами турникета, подверженными трению. Для индикационных элементов применяется закаленное стекло толщиной не менее 10 мм.
Решение эконом-класса — это исполнение турникета из хромированного металла. Замена нержавеющей стали на хромированный металл значительно снижает цену конструкции. Минусом подобного исполнения является то, что такой материал менее прочен и служит меньше, чем нержавеющая сталь, со временем он начинает разрушаться, ухудшается его внешний вид. Стеклянные прозрачные индикационные элементы оборудования систем контроля доступа эконом-класса заменяют на пластиковые. Пластик «плексиглас» отчасти прочнее закаленного стекла, но со временем мутнеет, более подвержен царапинам, хоть и является более дешевым материалом.

Режимы прохода (групповой пропуск или пропуск по-одному).

Режим прохода «no одному» обеспечивают только турникеты, снабжённые весовой платформой. Все остальные турникеты не гарантируют однозначного выполнения этого режима без дополнительных технических средств. Характерным примером служат групповые проходы на метрополитене. Конечно, пройти вдвоем через трипод или роторный турникет гораздо сложнее, чем через калитку, но всё-таки это возможно. Другой, не менее важный режим — возможность группового прохода. Как уже отмечалось, данную функцию в полном объёме обеспечивают только калитки и скоростные турникеты, имеющие возможность работать в режиме «нормально открыт». Триподы и роторные турникеты подобного режима не имеют. Для организации группового прохода их «разблокируют», то есть на некоторое время дают возможность лопастям свободно вращаться. Практически все турникеты указанных типов имеют такую возможность.

Ширина прохода

Эта характеристика важна, когда через турникет необходимо часто проносить или провозить негабаритные вещи. Последнее требование всё чаще обозначается как необходимое для всех публичных заведений. Единственный турникет с увеличенной шириной прохода — это двухсторонняя распашная калитка или, как её ещё называют, — ковбойский бар. С её помощью можно организовать проход шириной до одного метра. Остальные турникеты обеспечивают ширину прохода от 55 до 80 сантиметров.

Автоматический доворот лопастей

Это последняя характеристика, которую мы рассмотрим. Многие готовы за эту функцию заплатить. Автоматический доворот лопастей необходим для того, чтобы после прохода человека через турникет лопасти турникета не «зависали» в каком-то неопределенном положении, а доворачивались до исходного состояния. Или возвращались в исходное положение, как, например, у калитки. Потому что только из исходного положения возможна нормальная, без сбоев, работа турникета. Во всех современных моделях доворот лопастей присутствует. Однако, так же, как и с другими характеристиками, качество и долговечность этого параметра почти напрямую связаны с тем количеством денег, которое вы намерены оплатить.

Похожие статьи...