Технология обеспечения безопасности объекта

на примере обеспечения безопасности складских и логистических комплексов.

Любой склад, по определению, представляет собой хранилище товарно-материальных ценностей, потеря которых в результате чрезвычайных происшествий, пожаров, порчи, ошибок и противоправных действий персонала или внешних лиц грозит компании-владельцу значительными убытками и потерей деловой репутации.
Помимо материальных потерь в таких происшествиях существует угроза жизни и здоровью людей. Поэтому обеспечение безопасности складских объектов является важной и сложной задачей, требующей комплексного профессионального подхода.

Существует несколько направлений обеспечения безопасности предприятия — это экономическая, научно-техническая, технологическая, экологическая, информационная и другие направления обеспечения безопасности. Все они являются элементами единой, Комплексной Системы Безопасности Предприятия (КСБП) направленной на минимизацию/устранение потенциальных угроз и рисков. Для того чтобы эффективно решать возложенные на неё задачи. КСБП использует определенный набор средств (организационных, информационных, финансовых, кадровых и др.). Одним из таких средств является комплекс Технических Систем Безопасности (ТСБ) играющий важную роль в процессе обеспечения безопасности складского комплекса.

Рассмотрим наиболее важные моменты, касающиеся построения Комплексной Системы Безопасности основу которой составляет комплекс ТСБ.

Концепция безопасности

Так уж повелось в нашей стране, что процессам обеспечения безопасности придается второстепенное значение и «технологический» уклон. Многие скажут, что Концепция Безопасности — не нужна. Зачем платить деньги за «бумагу», когда на эту сумму можно купить некоторое количество камер, датчиков и прочих «атрибутов безопасности». И это будут материальные активы — измеримые и понятные. Профессиональный подход к построению комплексных систем безопасности только начинает развиваться в нашей стране. Во многом, этому способствуют крупные иностранные инвесторы, вкладывающие деньги в строительство логистических центров и элементов транспортной инфраструктуры. Безопасность объектов для них сродни безопасности собственных капиталов и ей уделяется приоритетное значение. Более того, процессы и системы обеспечения безопасности интегрируются в целевые процессы компаний.

Попробуем сформулировать основные аргументы в пользу разработки Концепции безопасности.
Концепция безопасности нужна чтобы:

  1. Сформировать общее видение (отношение) всех заинтересованных лиц к вопросам обеспечения безопасности объекта, как в настоящем, так и будущем с учетом стратегических целей компании;
  2. Сформировать оптимальный комплекс систем безопасности с учетом наиболее вероятных рисков и угроз;
  3. Обеспечить согласование различных элементов Системы безопасности в рамках единой концепции;
  4. Обеспечить сокращение затрат на комплекс ТСБ (технических систем безопасности), за счет применения интегрированных элементов, синергии и т.п.;
  5. Задать параметры оценки эффективности будущей Системы безопасности;
  6. Документ «Концепция безопасности» может являться единой «базой знаний» компании по вопросам обеспечения безопасности и «сопровождать» объект от стадии проектирования до ввода в эксплуатацию и последующих трансформаций.
  7. Показать потенциальным инвесторам/покупателям профессиональное отношение к вопросам безопасности. Ведь для того, чтобы выгодно продать объект, надо доказать потенциальному покупателю, что Система безопасности объекта находится на должном уровне, и он защищен от всех возможных рисков и угроз. В этом случае концепция безопасности будет как раз тем документом, который позволит потенциальному инвестору/покупателю оценить качество проработки данного вопроса.

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b91006
Рис. 1. Структура в рамках концепции

Именно в рамках концепции безопасности «рождается» комплекс Технических Систем Безопасности, как часть единой Комплексной Системы Безопасности Предприятия (рис. 1).

Проектирование комплекса средств инженерно-технической безопасности является одной из наиболее важных задач при построении комплексной системы безопасности, от качества проработки которой будет зависеть эффективность создаваемой системы. Еще раз хочется отметить, что комплекс ТСБ, прежде всего, должен быть ориентирован на решение конкретных задач и минимизацию возможных рисков и угроз с учетом специфики конкретного объекта. Проще говоря, каждая камера, каждый датчик или считыватель должен решать четко определенную задачу и вносить свой вклад в единую систему обеспечения безопасности объекта.

Чтобы понять какие системы должны входить с состав комплекса, и какие задачи они должны выполнять применяются различные методики и методы анализа. Это может быть, например построение «Модели нарушителя» или другой системный подход, обеспечивающий четкое прослеживание связей вида: «риск/угроза — объект защиты — действие по минимизации риска/угрозы — функция системы».

Одним из наиболее распространенных видов риска, который приходится учитывать при проектировании комплексной системы безопасности складского комплекса, являются кражи ТМЦ. Для этого вида риска (или любого другого) должен быть разработан комплекс мер — организационных и технических направленных на его минимизацию. Упрощенный пример анализа, который проводится при проектировании системы безопасности, приведен на рисунке 2.

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b91007

Рис. 2. Алгоритм анализа рисков и угроз

При этом следует учитывать, что приведенная «линейная» структура — лишь упрощенный вариант. Например, необходимо разработать комплекс мер по минимизации риска краж ТМЦ внешними лицами в зоне хранения товаров. Эта связь явно не прослеживается на рисунке, но должна быть учтена при проектировании в том случае, когда например когда пункт оформления товарно-транспортных документов находится в глубине склада.

Состав и краткая характеристика комплекса технических систем безопасности

На сегодняшний день необходимый минимум систем безопасности для складского комплекса это:

  • Охранно-пожарная сигнализация (ОПС);
  • Система автоматического пожаротушения (САП);
  • Система оповещения и управления эвакуацией (СУЭ);
  • Система контроля и управления доступом (СКУД);
  • Система телевизионного наблюдения (СТН);
  • Системы инженерной защиты.

Такой набор систем позволяет обеспечить достаточный уровень безопасности складского комплекса.
Общая структура комплекса Технических Систем Безопасности приведена на рисунке 3.

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b91008

Рис. 3. Структура КСБ

Рассмотрим эти системы более подробно с учетом особенностей их применения на складских комплексах.

Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения

Эти системы безопасности являются обязательными и разрабатываются еще на этапе проектирования складского объекта. Основной тип объектов, возводимых в последнее время и получающий все большее распространение — это склады высотного стеллажного хранения (ВСХ).
При проектировании систем пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения для подобных объектов, должна учитываться их специфика — значительная высота потолков, суточные колебания температуры (особенно летом, когда нагревается крыша), конвекционные потоки.
В таких условиях применение стандартных дымовых или тепловых извещателей расположенных под потолком — не эффективно, поэтому их размещают на промежуточных ярусных конструкциях (металлическая сетка, направляющая арматура). В этом случае наиболее эффективным будет применение линейных пожарных извещателей, расположенных в несколько ярусов. Это позволит избежать затрат на промежуточные конструкции, зачастую мешающие проведению погрузо-разгрузочных работ на верхних ярусах. Также упроститься процесс обслуживания извещателей в период эксплуатации системы.

Для борьбы с пожарами на складских комплексах наибольшее распространение получили многоярусные системы водяного пожаротушения, оснащенные специализированными стеллажными водяными оросителями. Для пожарной изоляции складских и технологических зон используются — дренчерные водяные завесы с автоматическим и ручным управлением. Обязательным условием является оснащение складов ручными пожарными гидрантами.

Проектирование систем пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения должно осуществляться в соответствии с НПБ и рекомендациями «Проектирование АУП в высотных стеллажных складах».

В соответствии с нормами НПБ система пожарной сигнализации должна обеспечивать автоматический режим работы и быть независима от других систем. Но современные тенденции таковы, что все больше производителей предлагают программно-аппаратные средства для интеграции различных систем безопасности в единую управляющую «оболочку». Такие системы имеют эргономичные интерфейсы, которые позволяют упростить управление и значительно уменьшить количество ошибок персонала при принятии решений в чрезвычайных ситуациях.
В большинстве случаев, системы пожарной сигнализации могут быть интегрированы в единую систему управления на программном уровне. Единственным условием, в случае использования подобного решения остается обеспечение автономной работы системы пожарной сигнализации в случае отказа интегрированной системы управления.

В заключение данного раздела хотелось бы обратить внимание на вопросы касающиеся обучения персонала действиям в случае пожарной тревоги. Ведь всем известно, что в первые 15-30 минут пожара, действия по его тушению — наиболее эффективны.
Поэтому, проведение учебных тревог и обучение персонала использованию ручных средств пожаротушения — является одним из необходимых условий поддержания высокого уровня пожарной безопасности компании.

Система оповещения и управления эвакуацией

Основное предназначение данной системы это речевое оповещение людей при возникновении нештатной ситуации на территории объекта. Помимо этого, система может быть использована для передачи речевых сообщений, трансляции фоновой музыки, радиопрограмм и т.п.
Системы оповещения обычно строятся по «зоновому» принципу и интегрируются с системой пожарной сигнализации на аппаратном или программном уровне. При возникновении пожара (другой чрезвычайной ситуации) в определенной зоне, система оповещения воспроизводит сообщения, предназначенные именно для этой зоны.

Система контроля и управления доступом

Основная задача системы контроля и управления доступом — это организация контроля перемещения персонала и внешних лиц на территории складского объекта. В совокупности со средствами инженерной защиты эта система позволяет организовать пропускной режим на территории комплекса и ограничить доступа персонала в складские помещения в соответствии с определенными правами.

В последнее время получила развития тенденция построения систем контроля доступа интегрированных с системами охранно-пожарной сигнализации и телевизионного наблюдения. Упрощенная структурная схема такой системы приведена на рисунке 4.

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b91009
Рис. 4. Структура интегрированной СКУД-ОС

Применение интегрированного решения позволяет сократить затраты на комплекс ТСБ, повысить удобство управления и обслуживания.
Покупка дополнительной лицензии — превращает ее в систему охранной сигнализации, к которой можно подключить любые типы извещателей при помощи специализированных модулей ввода-вывода.

Помимо этого, практически все современные СКУД предлагают множество полезных сервисных функций — от формирования отчетов для бухгалтерии, до организации системы контроля похождения маршрута сотрудниками охраны. Не секрет, что одно из слабых звеньев любой системы безопасности — пресловутый «человеческий фактор». Несоблюдение формальных правил и регламентов приводит к снижению общего уровня безопасности объекта. Это касается и процедуры патрулирования, периодичность и маршрут которой не всегда соблюдается сотрудниками охраны. При использовании элементов СКУД для организации системы контроля прохождения маршрута, охранник будет обязан поднести карту к считывателям, расположенным в ключевых точках маршрута патрулирования. На основании полученных отчетов СКУД, руководитель службы безопасности может сделать выводы о выполнении сотрудниками смены необходимых регламентов патрулирования территории.

Система телевизионного наблюдения

Система телевизионного наблюдения является обязательным элементом современной комплексной системы безопасности. В рамках складского комплекса СТН выполняет следующие основные задачи:

  • Обеспечивает визуальный мониторинг складских зон, что позволяет сократить количество сотрудников охраны;
  • Является превентивным средством профилактики хищений и порчи ТМЦ;
  • Осуществляет запись и хранение изображений, которые могут быть использованы при проведении расследований хищений, порчи и т.п.;
  • Оперативный, визуальный контроль работы персонала склада и сотрудников службы безопасности.

СТН строятся по «классическому» принципу с использованием различных видов камер, средств передачи, записи и хранения изображения. Широкий спектр оборудования, как по функциональности, так и по цене представленный на рынке CCTV, позволяет реализовать любые пожелания потенциальных клиентов.

Все большее применение в последнее время находят IP-камеры. Это связано с развитием современных каналов связи и регулярным снижением стоимости этого вида оборудования. Такие камеры позволяют получать доступ к изображению, передаваемому камерой, из любой точки, оборудованной выходом в Интернет, без использования дополнительных аппаратных средств. А также обладают широкими возможностями по интеграции в различные системы безопасности на уровне протоколов TCP/IP.

Основная задача при проектировании СТН для складского комплекса — расчет оптимального количества камер с учетом специфики складских процессов и объектов наблюдения. Для этого, еще в ходе разработки Концепции Безопасности и последующего проектирования определяются основные «зоны риска» и функции СТН (см. пример рис. 1 и таблица 1). Затем, для каждой конкретной зоны определяется оптимальное количество камер.

ЗОНА ФУНКЦИЯ СТН
Зона проведения погрузочно-разгрузочных работ
  • Визуальный контроль процесса на наличие «лишнего товара»;
  • Контроль за перемещением посторонних лиц в зоне ПРР;
  • Контроль за работой персонала;
Зона комплектации заказов Визуальный контроль процесса;
Зона хранения товара
  • Контроль за проведение ПРР на складе;
    Потери (порча товара) от действий персонала (например, водителей погрузчиков) при проведении ПРР составляют значительные суммы.
  • Визуальное наблюдение за общей ситуацией на складе (очаги возгорания);
Зона подсобных помещений Визуальный контроль за перемещением персонала и посторонних лиц;
Подсобные помещения используются для хранения краденного.
Зона технологических помещений (котельные, аккумуляторные станции, подстанции, распределительные узлы) Визуальный контроль за перемещением персонала и посторонних лиц;
Должен обеспечиваться особый режим охраны технологических помещений.
Зона стоянок автотранспорта на территории комплекса Визуальный контроль за перемещением автотранспорта, персонала и посторонних лиц;
Один из каналов вывоза похищенного с территории комплекса — сговор сотрудников с водителями.

Еще одним важным аспектом применения СТН, является контроль персонала, в частности — сотрудников служб безопасности. Широкое распространение получила практика, когда для охраны логистических комплексов привлекаются сотрудники внешних охранных структур. Им поручается охрана части территории комплекса (обычно это периметр и КПП). Ни для кого не секрет, что кадровая ситуация на рынке ЧОП, оставляет желать лучшего и к работе привлекаются люди без должного опыта и подготовки. В этом случае, перед руководителем службы безопасности комплекса стоит задача оперативного контроля за выполнением своих обязанностей сотрудниками охранной организации.
Для этого применяются телевизионные камеры, установленные в помещении охраны (в т.ч. скрыто), на территории постов и маршрутов патрулирования. Информация с данных камер может быть использована для удаленного контроля руководителями ЧОП качества работы своих сотрудников.

Система электронной периметральной сигнализации

Существует несколько типов систем электронной сигнализации применяемых для защиты периметральных ограждений складских комплексов. Это могут быть ИК/СВЧ — барьеры, вибрационные, емкостные и другие системы. Наибольшее практическое распространение получили системы, основанные на регистрации электрических колебаний в различных типах кабельных проводников (электрическом кабеле, электроакустическом кабеле и др.). Несмотря на значительную дороговизну, такие системы получают все большее распространение по причине их высокой надежности, широкому температурному диапазону использования и длительному сроку эксплуатации.

Системы периметральной сигнализации строятся по «зоновому» принципу. Длина каждой зоны выбирается в зависимости от характеристик применяемого оборудования, типа и конфигурации периметрального ограждения.

В рамках комплексной системы безопасности, периметральная сигнализация интегрируется с СТН (обычно на уровне «сухих» контактов каждой зоны), что позволяет автоматически выводить на экраны мониторов изображение участка периметра, на котором произошло срабатывание. А также включать систему периметрального/охранного освещения и формировать сигналы тревоги для систем охранной сигнализации, отображающих на мониторе зоны тревоги, на эксплицированном плане объекта.

Система контроля местоположения автотранспорта

На сегодняшний день многие логистические центры имеют достаточно большие собственные автопарки, осуществляющие перевозку товаров по территории России и других государств. Для контроля местоположения автотранспорта применяются специализированные системы, построенные на базе приемников GPS (определение координат) и телефонов стандарта GSM (передача координат в формате SMS-сообщения).

Такая система позволяет компании не только перейти на новый уровень планирования, но и является частью системы экономической безопасности. Ведь не секрет, что стоимость перевозимых грузов и самих автотранспортных средств измеряется значительными суммами. Их потеря может негативно сказаться на репутации компании.

Практически все подобные системы имеют кнопку передачи аварийного сигнала. В экстренной ситуации водитель может передать сообщение в координационный центр. В этом случае в службе мониторинга будут знать о происшествии и примут меры по вызову местных служб безопасности. Такая система, совместно с процедурами страхования автотранспорта и груза, является одним из необходимых элементов обеспечения экономической безопасности компании.

Система распознавания государственных номеров автотранспорта

Системы распознавания номеров автотранспорта получают все большее распространение и связано это не столько с процессами обеспечения безопасности, а в большей степени с автоматизацией технологических процессов складского хозяйства и внедрением передовых технологий.
Данные от таких систем поступают в WMS-системы, которые автоматически распределяют поток автотранспорта в зависимости от множества различных факторов. Например, охранник КПП направляет автомобиль на определенный терминал, в соответствии с информацией в системе. А диспетчер, получив предварительную информацию с КПП, о прибытии автомобиля — подготавливает зону погрузки/разгрузки в соответствии с номером заказа и спецификой товара.

Системы распознавания номеров строятся на базе цифровых или аналоговых камер высокого разрешения. Для надежного считывания автомобильного номера в темное время суток, такие системы оборудуются дополнительными источниками освещения (обычно галогеновые прожектора небольшой мощности). Системы распознавания номеров могут быть интегрированы с системами контроля и управления доступом, обеспечивая автоматическое открытие шлагбаумов, ворот или других инженерных заграждений.

Заключение

Как мы видим, комплекс технических систем безопасности играет важную роль в обеспечении безопасности складских и логистических объектов, но он является лишь частью Комплексной Системы Безопасности Предприятия. Другим важным элементом этой системы является Служба безопасности. Поэтому необходимо уделить особое внимание разработке ее организационно-функциональной структуры, регламентации ее деятельности и построению системы управления и координации.

Василий Гнатив,
директор аналитического департамента,
опубликовано в журнале «Системы безопасности»



Похожие статьи...