Новые требования пожарной безопасности объектов

В современных условиях пожары являются наиболее распространенными причинами чрезвычайных ситуаций. Достаточно отметить, что, по данным МЧС России, в 2007 г. на территории страны произошло 212 413 пожаров. Не случайно постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 972 утверждена Федеральная целевая программа "Пожарная безопасность в Российской Федерации до 2012 года".

Целью программы является снижение риска пожаров до социально приемлемого уровня, включая сокращение числа погибших и получивших травмы в результате пожара людей к 2012 г. по сравнению с 2006 г. на 40% и снижение ущерба от пожаров на 44%.

Одновременно, принимая во внимание, что на территории РФ действует свыше 1,5 тыс. нормативных документов, содержащих свыше 150 тыс. требований, регламентирующих правила пожарной безопасности, отдельные из которых безнадежно устарели или противоречат друг другу, 22 июля 2008 г. был принят Федеральный закон № 123­ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее – Закон № 123­ФЗ). В соответствии со ст. 152 данного Закона его требования вступают в силу через девять месяцев после опубликования, т. е. в мае 2009 г.

Основными задачами технического регламента Закона № 123-ФЗ являются:

  • комплексное обеспечение пожарной безопасности объектов защиты, в т. ч. имущества физических или юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
  • установление минимально необходимых требований пожарной безопасности к различным видам продукции;
  • внедрение системы гибкого нормирования в области пожарной безопасности в результате использования механизмов оценки пожарного риска, широко применяемых в наиболее развитых странах;
  • повышение уровня пожарной безопасности людей и защищенности имущества собственников вследствие оптимизации системы требований пожарной безопасности;
  • установление общих требований пожарной безопасности к пожарно­технической продукции и продукции общего назначения;
  • упрощение системы нормативных документов по пожарной безопасности путем концентрации обязательных требований в области пожарной безопасности в одном законодательном акте РФ;
  • обеспечение объективности и прозрачности процедур надзора за выполнением требований пожарной безопасности, выработка действенных мер, направленных на повышение персональной ответственности инспекторского состава за состоянием пожарной безопасности.

Закон № 123-ФЗ устанавливает обязательные для применения и исполнения:

  • общие принципы обеспечения пожарной безопасности;
  • требования пожарной безопасности:
    – при проектировании поселений и городских округов;
    – проектировании и строительстве зданий;
    – к производственным объектам;
    – пожарной технике;
    – продукции общего назначения;
  • критерии оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 63 Закона № 123-ФЗ устанавливаются первичные меры пожарной безопасности, которые включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно­правового, финансового, материально­технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах: развития территории; обеспечения надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения; содержания в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общест­венных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) составление плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8). организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно­технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в т. ч. участия в борьбе с пожарами.

Закон № 123-ФЗ определил совершенно новые подходы в области пожарной безопасности. По оценке специалистов, к основным, принципиально новым подходам, обеспечивающим защиту людей от пожаров на более высоком уровне, относятся:

1. Нормы времени оперативного реагирования на сообщение о пожаре.

2. Введение оценки пожарного риска как числового индикатора для определения достаточности или недостаточности принимаемых собственником мер по обеспечению безопасности человека.

3. Дополнение форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности:

  • независимой оценкой пожарного риска (аудитом пожарной безопасности);
  • декларированием пожарной безопасности.

Достаточно отметить, что в ст. 76 Закона № 123-ФЗ впервые определено нормативное время прибытия пожарных подразделений для ликвидации пожаров, в частности нормативы прибытия первого подразделения к месту вызова после сообщения о пожаре. В городе это время составляет до 10 мин, в сельской местности – до 20 мин.
Такой подход потребует изменения порядка размещения пожарных депо, упорядочения в организации дорожного движения и, самое главное, воспитания культуры безопасности у водителей автотранспорта для обеспечения проезда пожарных машин.
Вносимые законом изменения уточняют и систематизируют понятийный аппарат, что снимает одно из основных противоречий – различную трактовку положений нормативно­правовых документов.

В рамках реализации положений технического регламента Закона № 123-ФЗ в настоящее время ведется плановая, целенаправленная работа.

По оценке директора Департамента надзорной деятельности МЧС России Ю. Дешевых, вся работа осуществляется по шести основным направлениям, к которым относится внесение изменений в законодательные акты РФ, а также разработка:

  • нормативно-правового акта по оценке пожарного риска;
  • нормативно-правового акта по декларированию пожарной безопасности;
  • национальных стандартов в области пожарной безопасности;
  • сводов правил обеспечения пожарной безопасности объектов защиты;
  • правил пожарной безопасности.

Последнее, шестое направление решением Правительства РФ было выведено из сферы технического регулирования. Это – Правила пожарной безопасности. "В концепцию данного документа планируется заложить требования организационного характера, определяющие действия граждан, должностных и юридических лиц по выполнению мер пожарной безопасности" – отметил Ю. Дешевых.

Для реализации положений технического регламента разработаны первые проекты 13 сводов правил и 92 национальных стандартов. Из всего многообразия документов особое внимание следует обратить на национальный стандарт "Объекты образования. Требования пожарной безопасности".

Проект данного документа предусматривает требования пожарной безопасности, предъявляемые к объектам образования на всех этапах их создания (проектирование и строительство), при капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании и эксплуатации.

Предлагаемый проект устанавливает следующие положения: общие требования в области применения; перечень стандартов, использованных в данном документе; термины и определения; общие требования пожарной безопасности к зданиям; порядок размещения зданий и обеспечения проходами, проездами и подъездами; объемно­планировочные и конструктивные решения; порядок создания зон безопасности; определение эвакуационных путей и выходов; порядок обеспечения наружным и внутренним противопожарным водоснабжением, установками пожаротушения, пожарной сигнализацией и оповещения, противодымной защитой; порядок организации мероприятий по обеспечению противопожарного режима.

Пунктом 1.3 стандарта определены основные объекты образования. К ним относятся: дошкольные образовательные учреждения (детские ясли, сады, в т. ч. с ночным пребыванием, семейные детские сады и т. п.); общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи и т. п.); специальные (коррекционные) образовательные учреждения; учреждения для детей­сирот, оставшихся без родителей; учреждения начального и среднего профессионального образования; учреждения высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов; образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья; учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Проект данного стандарта предполагает выполнение следующих основных требований в процессе эксплуатации здания:

  • содержание здания и работоспособность всех систем предотвращения пожара, систем противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной и технической документации на них;
  • выполнение требований нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке;
  • контроль при проведении ремонтных работ за недопущением изменений конструктивных, объемно­планировочных и инженерно­технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормативными документами по пожарной безопасности, а также применением конструкций и материалов, не отвечающих требованиям пожарной безопасности.

Особое внимание уделено вопросам организации профилактических мероприятий. К основным из них относятся:

  • обучение пожарно­техническому минимуму руководителей, лиц, ответственных за пожарную безопасность, один раз в три года;
  • обучение сотрудников и обслуживающего персонала путем проведения противопожарных инструктажей;
  • проведение занятий по правилам пожарной безопасности с учащимися старших классов не реже чем один раз в учебную четверть;
  • проведение предупредительных бесед с учащимися младших классов и детьми старшего дошкольного возраста;
  • установление распорядительными документами порядка действий при возникновении пожара;
  • назначение дежурного администратора, ответственного за оповещение в случае возникновения пожара;
  • проведение практических занятий по эвакуации учащихся и персонала не реже чем один раз в квартал;
  • разработка предварительных документов, касающихся действий пожарных подразделений (план тушения пожара и карточка тушения пожара);
  • использование технических средств оповещения о пожаре;
  • обеспечение образовательного учреждения первичными средствами пожаротушения.

В разделе "Установки пожаротушения, пожарной сигнализации и оповещения" особое внимание уделяется определению способов оповещения. Так, для дошкольных образовательных учреждений, специальных образовательных учреждений, учреждений для детей­сирот, оставшихся без попечения родителей, образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями предлагается в качестве способа оповещения подача звуковых и световых сигналов во всех помещениях здания с постоянным или временным пребыванием детей.

Для общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования, учреждений дополнительного образования детей предлагается трансляция во все помещения специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других усложняющих эвакуацию поведенческих реакций.

Следует также обратить внимание на требование, определяющее создание зон безопасности здания (этажа) в образовательных учреждениях детей с ограниченными возможностями. В соответствии с предлагаемым проектом зона безопасности здания (этажа) – специально оборудованная зона (помещение), предназначенная для защиты людей от опасных факторов пожара в течение времени от момента возникновения пожара до завершения спасательных работ пожарными подразделениями. Она должна иметь: площадь, позволяющую вместить не менее 30% от общего количества людей, находящихся на этаже или в здании; не менее двух оконных проемов. Кроме того, в проекте отражены требования по оборудованию и оснащению зон безопасности. В частности, они должны быть укомплектованы: индивидуальными средствами защиты органов дыхания и зрения; средствами для оказания первой медицинской помощи; первичными средствами пожаротушения; канатно­спусковыми устройствами.

Еще одной особенностью стандарта является определение норм комплектации многофункциональных интегрированных противопожарных шкафов. В состав комплектующих средств входят: пожарный кран – 1 шт.; переносные огнетушители – 1–2 шт.; автоматическое канатно­спусковое устройство – 1 шт.; самоспасатели – 2–3 шт.; специальные огнестойкие накидки – 2–3 шт.; аптечка – 1 комплект; немеханизированный пожарный инструмент – 1 комплект.

В разделах: "Лифты", "Электротехнические устройства", "Установки пожаротушения, пожарной сигнализации и оповещения о пожаре"– определены требования, предусматривающие: автоматическую передачу сигнала о срабатывании установок пожарной сигнализации; автоматическое приведение в действие системы оповещения; автоматическое отключение вентиляции и кондиционирования; полное или частичное отключение в автоматическом режиме электроснабжения; включение системы дымоудаления. Данные требования обусловливают необходимость создания интегрированной системы пожарной безопасности.

Оценивая проект национального стандарта, можно сделать вывод о том, что принятие данного документа потребует: проведения большого комплекса мероприятий; уточнения, а при необходимости и переработки нормативно­правовой базы образовательного учреждения, регламентирующей вопросы пожарной безопасности; дооснащения системами оповещения и первичными средствами пожаротушения; создания интегрированной системы пожарной безопасности, а также целенаправленной работы по подготовке персонала и учащихся.

Таким образом, принятие (техническим регламентом) общих требований пожарной безопасности и подзаконных нормативных актов позволит снять существующие противоречия, обеспечить стройную систему взаимоотношений собственников объектов и надзорных органов и, самое главное, привести в соответствие нормативно­правовую базу.

Нормативные документы

  • Федеральный закон от 22.07.2008 № 123­ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
  • Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 972 «О Федеральной целевой программе "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года"»

А.А. Парфенов,
канд. воен. наук, доц. Педагогической академии последипломного образования Минобразования Московской обл., чл.-корр. Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности.

Скачать:
Пожарная безопасность зданий-2015 (учебное пособие) — Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для доступа к этому контенту

Похожие статьи...