Требования Ростехнадзора по соблюдению норм ПБ на объектах

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b9970

Тема выступления «Основные требования Ростехнадзора по реализации норм и правил пожарной безопасности на объектах капитального строительства»

Консультант отдела пожарного и санитарно-эпидемиологического надзора УГСН Ростехнадзора Шолин Н.А.

 

Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» по сути, произвел революцию в градостроительном законодательстве.

Часть 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утвержденного и введенного в действие Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ, однозначно трактует, что не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора.

Статьей 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что в случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Таким образом, обязанности (функция) по осуществлению государственного пожарного и санитарно-эпидемиологического надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства возложены только на вышеуказанные федеральные органы исполнительной власти (в рамках их компетенции) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный строительный надзор.

Других надзорных органов, осуществляющих государственный пожарный и санитарно-эпидемиологический надзор на объектах строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства действующим федеральным законодательством не предусмотрено. 

Однако, согласно письму МЧС России от 28 декабря 2006 г. № 43-4357-19 «Об участии органов ГПН в градостроительной деятельности» за подписью Ю.Л. Воробьева, а также на основании пункта 1 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 820 «О государственном пожарном надзоре» государственный пожарный надзор за исполнением законодательства в области пожарной безопасности в отношении физических и юридических лиц, осуществляющих строительство, в части соблюдения требований пожарной безопасности в Российской Федерации при производстве строительно-монтажных работ осуществляют подразделения государственного пожарного надзора МЧС России в соответствии с действующим законодательством.

А в соответствии с частью 1 пункта 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утвержденного и введенного в действие Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации.

Законодателем возложены полномочия по осуществлению государственного пожарного надзора не только на органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы МЧС России,         но и на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный строительный надзор, в рамках своей компетенции, а так же осуществляющие надзор на подземных объектах и при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов в организациях ведущих взрывные работы с использованием взрывчатых материалов промышленного назначения.

В случае отсутствия технических регламентов в предмет государственного строительного надзора входит проверка соответствия выполняемых работ требованиям строительных норм и правил, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, правил безопасности, государственных стандартов, других нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (далее — нормы и правила).

Строительные нормы и правила (далее – СНиП) являются нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и подлежат государственной регистрации, в случае если, их положения содержат нормативные предписания.

СНиПы положения, которых содержат нормативные предписания не прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке имеют рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения, Однако, в случае установления требований СНиПов в проектной документации, прошедшей государственную экспертизу, данные требования для конкретного объекта строительства, реконструкции, капитального ремонта, являются обязательными и подлежат исполнению в соответствии с действующим законодательством.

В сложившейся ситуации проектные институты проектируя объект пытаются по разному трактовать действия тех или иных нормативных документов, будь то строительные нормы, нормы проектирования или противопожарные нормы. Проектировщики стараются удешевить конечную стоимость объекта, путем «ухода» от дорогостоящих мероприятий по обеспечению пожарной безопасности зданий и сооружений. В одних случаях более дорогие системы противопожарной защиты заменяются более дешевыми но, к сожалению не всегда эффективными. Приоритетом в этом случае является замена систем тушения пожара на системы обнаружения пожара. В других случаях понижают предел огнестойкости несущих строительных конструкций. Но некоторые несознательные проектировщики умудряются занизить ширину эвакуационных проходов и лестничных клеток или вообще сократить количество эвакуационных выходов, что совершенно недопустимо.

Главной и основной целью проектных институтов, органов государственной экспертизы, органов государственного строительного надзора, генеральных подрядчиков и подрядных организаций строительства является совместными усилиями построить безопасный для дальнейшей эксплуатации объект.

Мы готовы признать, что действующие нормативные документы по пожарной безопасности далеко не идеальны, а использование некоторых систем противопожарной защиты на отдельных объектах не только неэффективно, но и даже не безопасно. Но при отступлениях от нормативной документации проектировщики должны четко осознавать, что «уход»  от той или иной системы противопожарной защиты или каких либо ниженерно-строительных и архитектурно-планировочных отступлений от требований норм, не повредит общей противопожарной защищенности здания. Подобные отступления от нормативной документации должны, в обязательном порядке, вносится в проектную документацию, только при соответствующих обоснованиях подкрепленных расчетными сценариями, разработанными в соответствии с действующими стандартами.

Приоритетом осуществления Ростехнадзором государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов, а также результатов таких работ требованиям обязательным требованиям технических регламентов и проектной документации.

В случае, если объект строится в точном соответствии с проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу, но в процессе проведения надзорных мероприятий государственный инспектор выявит несоответствия данной проектной документации обязательным требованиям технических регламентов он имеет право затребовать от заказчика объекта расчетные обоснования отступлений от действующих норм и правил. Кроме того проверка может быть сопряжена с проведением различных экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов. Так же, государственный инспектор строительного надзора затребует от заказчика, застройщика или подрядчика проведение обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых материалов, если это требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено.

Для определения качества нанесения огнезащитных составов и их идентификации, для проведения инструментальных испытаний систем противопожарной защиты орган государственного строительного надзора может привлекать экспертные организации, испытательные лаборатории, имеющие необходимое оборудование и квалификационный состав для проведения данных работ.

При выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются мероприятия по устранению выявленных нарушений, ссылка на технический регламент, иной нормативный правовой акт, проектную или рабочую документацию, требования, которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.

Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном законодательством.

В случае вносимых изменений или дополнений в процессе строительства в проектную документацию, прошедшую государственную экспертизу, а также отступлений от требований технических регламентов и проектной документации с учетом изменений направляется на повторную государственную экспертизу.

Экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизе подлежат часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией и (или) результатами инженерных изысканий.

По окончании проведения проверок при осуществлении ГПН в рамках ГСН, в зависимости от результатов, могут проводится следующие действия:

  • составление и вручение застройщику акта проверки при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства (далее — акт проверки);
  • возбуждение дела об административном правонарушении;
  • вынесение постановления или определения по делу об административном правонарушении;
  • выдача предписаний об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства (далее – предписание);
  • вынесение представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам;
  • подготовка и направление ответа по результатам рассмотренного обращения физического или юридического лица;
  • подготовка и направление при необходимости информации в органы внутренних дел, прокуратуры, государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и другие надзорные органы для принятия мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При выявлении в результате проверки административного правонарушения в области строительства и пожарной безопасности, в том числе невыполненных в установленные сроки мероприятий, предложенных обязательными для исполнения предписаниями, должностное лицо государственного строительного надзора в пределах своих полномочий должно принять все меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможной угрозы жизни, причинения вреда здоровью людей, имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.

В случае выявления административного правонарушения инспектор государственного строительного надзора осуществляет действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, направленные на привлечение к административной ответственности, лиц совершивших правонарушение. Выдает предписание об устранении выявленных нарушений.

За невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного строительного надзора, осуществляющего государственный надзор государственным инспектором возбуждается административное дела по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.

За непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного нарушения, должностным лицом органа государственного строительного надзора возбуждается административное дело по ст. 19.6 КоАП РФ.

После устранения выявленных нарушений лицо, осуществляющее строительство, направляет в орган государственного строительного надзора извещение об устранении выявленных нарушений (прил. 9, РД-11-04-2006).

После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), в результате которой осуществляется оценка соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов, а также соответствия всех систем противопожарной защиты объекта, используемых в строительстве строительных конструкций, отделочных материалов и оборудования, подлежащих обязательной сертификации требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, прошедшей государственную экспертизу, а так же рабочей документации.

В рамках проведения итоговой проверки органом государственного строительного надзора может проводить следующие мероприятия:

  • запрашивать перечень субподрядных организаций, выполнявших работы по монтажу систем противопожарной защиты объекта:
  • запрашивать для рассмотрения необходимый объем рабочей документации (проектные решения по видам работ, соответствующие технические условия, сертификаты пожарной безопасности, акты освидетельствования скрытых работ и т.п.);
  • запрашивать для рассмотрения результаты проведения экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний, в том числе о соответствии применяемых строительных материалов установленным требованиям пожарной безопасности
  • запрашивать для рассмотрения результаты оценки противопожарного состояния объекта строительства (включая укомплектованность пожарных депо в нормативном радиусе действия специальной пожарной техникой).
  • проверяет устранение выявленных замечаний при осуществлении ГПН в рамках ГСН, а также исполнение постановлений по делам об административных нарушениях.
  • проверяет выполнение всего комплекса работ по обеспечению нормативной огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, деления его на пожарные отсеки, устройства противопожарных преград (противопожарные стены, перегородки, двери, ворота, окна, люки, огнезадерживающие клапана, экраны), противопожарных разрывов, подъездов и проездов для пожарной техники и т.д.;
  • проверяет соответствие применяемых отделочных материалов нормативным требований пожарной безопасности;
  • проверяет выполнение монтажных и пусконаладочных работ по системам противопожарной защиты с привлечением испытательной лаборатории (центра) для проведения индивидуальных и комплексных испытаниях (инструментального контроля систем противопожарной защиты).

По результатам итоговой проверки оцениваются выполненные работы, и принимается решение о выдаче заключения органа государственного строительного надзора, о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, (технических условий на здание, норм и правил пожарной безопасности), иных нормативных актов и проектной документации.

В заключении необходимо добавить следующее.

Действия должностных лиц государственного строительного надзора должны быть в соответствии с должностными инструкциями, руководящими документами Ростехнадзора и действующим законодательством. Их предъявляемые требования должны быть обоснованны соответствующими нормативными документами.

Все спорные вопросы, возникающие в результате проверок между заказчиком, (застройщиком или подрядными организациями) и должностными лицами органов государственного строительного надзора, должны разрешаться порядке, предусмотренным действующим законодательством, в том числе в судебном порядке.

Иные методы решения спорных вопросов могут повлечь за собой привлечение к административной и уголовной ответственности.

Скачать:
1. Комплект (образцы) документов по пожарной безопасности для организаций — Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для доступа к этому контенту
2. Пожарная безопасность зданий-2015 (учебное пособие) — Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для доступа к этому контенту

Похожие статьи...