Консультации и разъяснения по ценообразованию

Вопрос: Как расценить в ресурсной смете заработную плату для инженерных кадров, участвующих в пусконаладочных работах?

Ответ: В сборниках ГЭСНп приводятся затраты труда пусконаладочного персонала в чел.-ч в целом на звено (бригаду) исполнителей работ, а также сведения о составе звена (бригады) с указанием наименований должностей, категорий или разряда работников и числа человек соответствующей категории (разряда) или доли их затрат в общих трудозатратах (в %).

Размер средств на оплату труда пусконаладочного персонала при составлении смет ресурсным методом определяется по формуле:

З=Т х Зч,

где 

З — расчетная величина средств на оплату труда пусконаладочного персонала в текущем уровне цен – при составлении смет ресурсным методом, руб.;

Т — трудоемкость работ по сборнику ГЭСНп, чел.-ч;

Зч — стоимость 1 чел.-ч (заработная плата часовая) звена (бригады) в текущем уровне цен – при составление смет ресурсным методом, руб.

При расчете Зч звена (бригады) используется соотношение между стоимостью 1 чел.-ч отдельных категорий исполнителей пусконаладочных работ и стоимостью 1 чел.-ч рабочего 1-го разряда или рабочего среднего разряда в строительстве, за который принимается, как правило, 4-й разряд (табл. 1) в соответствии с нижеприведенной таблицей:

Категория работника Отношение (коэффициент) стоимости 1 чел.-ч категории работника-исполнителя пусконаладочных работ к стоимости 1 чел.-ч рабочего
1-го разряда 4-го разряда
Главный специалист 2,544 1,900
Ведущий инженер 2,356 1,760
Инженер 1-й категории 2,152 1,608
Инженер 2-й категории 1,966 1,468
Инженер 3-й категории 1,763 1,316
Техник 1-й категории 1,424 1,063
Техник 2-й категории 1,271 0,949
Рабочий 6-го разряда 1,797 1,342
Рабочий 5-го разряда 1,542 1,152
Рабочий 4-го разряда 1,339 1,000
Рабочий 3-го разряда 1,186 0,886

За основу расчета принимается статистический среднемесячный показатель оплаты труда текущего уровня в регионе, где осуществляется строительство объекта.

Например:

Текущая тарифная ставка для рабочего 1-го разряда на 3 квартал 2004г. по данным РЦЦС Нижегородской области составляет 31,04 руб/чел.-ч.

Кроме того, за основу расчета часовой заработной платы (Зч) при составлении смет ресурсным методом может быть принят, по согласованию между заказчиком и подрядчиком, среднемесячный текущий уровень оплаты труда в подрядной организации (ФОТ).

Пример № 1

Исходные данные по норме ГЭСНп 01-01-015-01

Затраты труда – 460 чел.-ч.

Состав звена:

      Инженер 1-й категории – 50%

      Инженер 2-й категории – 30%

      Техник 2-й категории – 20%

Часовая заработная плата (Зч) звена составит:

31,04х2,152х0,5 + 31,04х1,966х0,3 + 31,04х1,271х0,2=59,597 руб.

Заработная плата по норме 01-01-015-01 составит:

59,597 х 460 = 27414,62 руб.

Пример № 2

Исходные данные по норме ГЭСНп 06-02-017-03

Затраты труда – 304 чел.-ч.

      Инженер 1-й категории – 1 чел.

      Инженер 2-й категории – 1 чел.

      Инженер 3-й категории – 1 чел.

      Рабочий 6-го разряда — 1 чел.

      Рабочий 5-го разряда — 1 чел.

      Всего: — 5 чел.

Часовая заработная плата по норме 06-02-017-03 составит:

(31,04х2,152х1 + 31,04х1,966х1 + 31,04х1,763х1 + 31,04х1,797х1 + 31,04х1,542х1) : 5 = 57,238 руб.

Заработная плата по норме 06-02-017-03 составит:

57,238 х 304 = 17400,35 руб.

Кроме того, за основу расчета (Зч) при составлении смет ресурсным методом может быть принят, по согласованию между заказчиком и подрядчиком, среднемесячный текущий уровень оплаты труда в подрядной организации (ФОТ).

Например:

ФОТ – 7000 руб.

Часовая заработная плата: 7000 руб. : 166 = 42,169 руб.,

      где 166 – среднемесячная нормативная продолжительность рабочего времени в соответствующем году (ч/мес) по данным Минтруда России.

      Заработная плата (З = Зч х Т) составит:

по примеру №1 42,169 х 460 = 19397,74 руб.

по примеру №2 42,169 х 304 = 12819,38 руб.

ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (ТРЕБОВАНИЯ)
ПО ОБЩЕОТРАСЛЕВЫМ ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ

(утверждены постановлением Минтруда России от 6 июня 1996г. № 32, приложение 2)
(извлечения)

ИНЖЕНЕР

6-11 разряды

Требования к квалификации по разрядам оплаты.

      6 разряд (инженер) – высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы;

      7-8 разряды (инженер II категории) — высшее профессиональное образование и стаж работы в должности инженера не менее 3 лет;

      8-9 разряды (инженер I категории) — высшее профессиональное образование и стаж работы в должности инженера II категории не менее 3 лет;

      10-11 разряды (ведущий инженер) — высшее профессиональное образование и стаж работы в должности инженера I категории не менее 3 лет.

ТЕХНИК

4-8 разряды

Требования к квалификации по разрядам оплаты.

      4 разряд (техник) – среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы;

      5 разряд (техник II категории) — среднее профессиональное образование и стаж работы в должности техника не менее 2 лет;

      6 разряд (техник I категории) — среднее профессиональное образование и стаж работы в должности техника II категории не менее 2 лет;

      7-8 разряды (техник I категории) — среднее профессиональное образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 2 лет.

Пример №3

Определим средний разряд звена пусконаладочного персонала для примера №1. Присвоим разряды работникам:

      Инженер 1-й категории – 50% (10 разряд)

      Инженер 2-й категории – 30% (8 разряд)

      Техник 2-й категории – 20% (5 разряд)

Средний разряд звена: (10 разряд х 50% + 8 разряд х 30% + 5 разряд х 20%)/100% = 8,4

Вопрос:
При проведении государственной экспертизы раздела «Сметная документация» объектов капитального строительства, финансируемого из средств федерального и краевого бюджетов, возникает ряд конкретных вопросов в части правомерности и обоснованности методологии, принятой заказчиком для определения сметной стоимости объектов в текущем уровне цен, а именно: допустимо ли одновременное использование ресурсного (по сборникам ГЭСН) и базисно-индексного (по сборникам ТЕР) методов в локальных сметах при определении сметной стоимости объекта в текущем уровне цен;

Ответ:
В соответствии с п. 3.27 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 №15/1 (признана письмом Минюста России от 10.03.2004 №07/2699-ЮД документом, не нуждающимся в государственной регистрации), предусмотрено, что при составлении смет (сметных расчетов) могут применяться следующие методы определения сметной стоимости объектов строительства: ресурсный, ресурсно-индексный, базисно-индексный, на основе объектов-аналогов.
При этом одновременное использование нескольких способов определения стоимости строительства при составление сметной документации на один и тот же объект не рекомендуется.
В соответствии с действующим законодательством решение о выборе метода определения стоимости строительства относится к компетенции заказчика строительства и указывается в задании на проектирование.

Вестник ценообразования и сметного нормирования
Федерального центра ценообразования в строительстве
и промышленности строительных материалов №7 (100)
(Извлечение из письма № 3728-СМ/08 от 12.02.2009)

Вопрос:
Является ли методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004 нормативным актом, обязательным для применения организациями, действующими в сфере строительства, а также, может ли отсутствие применения указанной методики свидетельствовать о нарушении заказчиком или подрядчиком при осуществлении ремонтных работ требований законодательства РФ. Подрядчиком является коммерческая частная организация, а заказчиком является федеральное государственное учреждение.
Применим ли коэффициент К = 1,15 на стесненность, если ремонтные работы проводятся частями, поскольку в зоне производства работы находится мебель, которую нет возможности хранить в ином месте и которую передвигают по необходимости производства соответствующих работ. Работы производятся в следующей последовательности: ремонт полов, потолков, а затем стен.
Необходима ли экспертиза сметной документации при проведении текущих ремонтов.
Порядок применения коэффициента зимнего удорожания в помещениях с центральным отоплением и в летнее время при проведении ремонтно-строительных работ.

Ответ:
Необходимость применения в локальных сметах коэффициентов, учитывающих усложняющие факторы производства строительных и ремонтно-строительных работ, устанавливается в проекте организации капитального ремонта или проекте производства работ, согласованном с заказчиком.
При выполнении ремонтно-строительных работ в существующих зданиях без расселения допускается применение коэффициента, предусмотренного поз. 6 таблицы 3 к МДС 81-35.2004, в случаях, когда здание в целом не расселено и работы согласно ПОС (ППР) ведутся по помещениям, освобожденным для ремонта, при этом в местах общего пребывания (коридоры, лестницы и т.д.) имеет место пересечение людских потоков рабочих-строителей и эксплуатационного персонала.
Если пересечения людских потоков нет (освобожден отдельно целый этаж, строители пользуются автономно одной лестницей, а персонал — другой), указанный коэффициент не применяется.
Порядок определения дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время приведен в сборнике сметных норм ГСНр 81-05-02-2001.
Согласно п. 2 Технической части сборника ГСНр 81-05-02-2001 сметными нормами учтены все дополнительные затраты, связанные с усложнением производства работ в зимнее время, в том числе:
— доплаты рабочим при работе на открытом воздухе и в неотапливаемых помещениях;
— затраты, связанные с изменением технологии производства отдельных строительных работ;
— затраты, связанные с повышенным расходом строительных материалов;
— снижение производительности строительных машин и механизмов и др.
В п. 3 Технической части данного сборника указано, что нормы являются среднегодовыми и при расчетах за выполненные работы применяются независимо от фактического времени года, в течение которого выполнялись работы.
Учитывая изложенное, если работы выполняются в течение зимнего и летнего периодов, то данные сметные нормы затрат применяются, так как они среднегодовые.
Нормы зимних затрат не применяются в следующих случаях:
для работ, которые по техническим условиям выполняются только при положительной температуре в отапливаемых помещениях согласно п. 3 Технической части ГСНр 81-05-02-2001;
при производстве работ только в летний период, т.к. в летнее время отсутствуют вышеуказанные дополнительные затраты.
При проведении текущих ремонтов государственная экспертиза сметной проектной документации (в том числе сметной документации) не требуется.

Вестник ценообразования и сметного нормирования
Федерального центра ценообразования в строительстве
и промышленности строительных материалов № 7 (100)
(Извлечение из письма № 9017-ИМ/08 от 31.03.2009)

Вопрос:
При разработке проектно-сметной документации по объекту, расположенному в Камчатском крае, во всех локальных сметах на строительные и специальные строительные работы применен коэффициент на усложняющие условия производства работ. Коэффициент 1,15 обоснован проектом организации строительства и применен к нормам затрат труда, оплате труда рабочих, нормам времени и затратам на эксплуатацию машин на основании МДС 81-35.2004 приложение 1 табл.1 п.8; МДС 81-36.2004 приложение 3 п.8 «Строительство инженерных сетей и сооружений, а также объектов жилищно-гражданского назначения в стесненных условиях застроенной части города».
Просим разъяснить, коэффициенты на усложняющие условия производства работ следует применять к объекту строительства в целом (от нулевых работ до завершения строительства «под ключ»), или данные коэффициенты надо применять только на этапе возведения ограждающих строительных конструкций (в таком случае, какими документами эти решения подтверждаются).

Ответ:
Применение в локальных сметах коэффициентов, учитывающих усложненные условия производства работ, должно быть обосновано проектом организации строительства (ПОС) и проектом производства работ (ППР), согласованным с заказчиком.
В соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, ПОС должен содержать для объектов непроизводственного назначения описание особенностей проведения работ в условиях стесненной городской застройки, в местах расположения подземных коммуникаций, линий электропередачи и связи, перечень мероприятий и проектных решений по определению технических средств и методов работы, обеспечивающих выполнение нормативных требований охраны труда и мероприятий по охране окружающей среды в период строительства.
Согласно п. 2 примечаний к табл. 1 приложения № 1 к Методике определения стоимости строительной продукции на территории: Российской Федерации МДС 81-35.2004 стесненные условия в застроенной части городов характеризуются наличием трех из шести перечисленных факторов.
Для более точного отражения условий производства работ в сметной документации в ПОС должны быть приведены перечень и объемы работ, выполняемых в стесненных условиях.
В случае, если при выполнении отдельных видов работ стесненные условия характеризуются наличием одного или двух факторов, требование о применении повышающих коэффициентов к нормам затрат труда и времени эксплуатации строительных машин в связи со стесненными условиями является неправомерным.

Вестник ценообразования и сметного нормирования
Федерального центра ценообразования в строительстве
и промышленности строительных материалов № 8 (101)
(Извлечение из письма № 8345-ИМ/08 от 25.03.2009)

Вопрос:
Заказчик поручил Подрядчику приобретение оборудования поставки Заказчика. Какие существуют нормативы по затратам на эти цели, и начисляются ли накладные расходы и сметная прибыль?
Ответ:
Заказчик, поручив приобретение оборудования (поставки заказчика) подрядчику, должен оплачивать все возникающие затраты.

Вопрос:

Просим дать ответ на сложившуюся ситуацию: ,
Согласно государственному контракту получен аванс в размере 1 млн. рублей. Через определенный пермод заказчик требует предоставить выполнение работ на сумму аванса, учитывая расчетный индекс изменения цен.
Ответ:
Порядок возврата аванса, передаваемого Заказчиком Подрядчику, должен быть установлен в договоре строительного подряда. Никаких нормативных документов, устанавливающих порядок возвращения аванса, не существует. Заказчик может, выдавая аванс, потребовать, чтобы на эти средства были приобретены материальные ресурсы по текущим ценам, и в последующем затраты на материальные ресурсы не индексировать. Практика, когда Заказчик дает аванс и устанавливает оплату, особенно по материалам, по индексам того месяца, когда был выдан аванс, используется довольно часто. Так что требования Заказчика, предлагающего применять индексы на материалы того месяца, когда был выдан аванс могут быть справедливыми, если этого аванса достаточно для приобретения необходимых материалов. Может быть предусмотрен и другой порядок возврата переданного аванса, особенно если сумма аванса достаточно велика и сроки строительства значительные.

Вопрос:

Меня, как индивидуального предпринимателя, работающего по упрощенной системе налогообложения, не допускают к участию в аукционах на право заключения муниципальных контрактов на работы по капитальному ремонту, проводимые на основании Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», мотивируя тем, что я работаю без НДС. Правомерно ли это?
Ответ:
Статья 8 94-ФЗ от 21.07.2005 — «Участники размещения заказов» гласит:
1. Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
2. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В пунктах 1 и 2 статьи 11 указанного закона перечислены обязательные требования к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов, где не упоминается об упрощенной системе налогообложения. В пункте 3 статьи 11 четко указано, что «… заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа».
В пункте 1 статьи 12 «Условия допуска к участию в торгах» указаны случаи, при которых заявка на участие в конкурсе или аукционе не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе. Работа по упрощенной системе налогообложения среди этих случаев не числится. В пункте 2 статьи 12 сказано: «Отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 настоящей статьи случаев, не допускается». В пункте 1 статьи 35 «Порядок подачи заявок на участие в аукционе» также не содержится ограничений на участие в аукционах индивидуальных предпринимателей.
Возможно, отказ к участию в аукционе основан на том, что представитель заказчика не понимает, что упрощенная система налогообложения не означает того, что индивидуальный предприниматель не платит НДС вообще и не знает как оформлять документы. При упрощенной системе налогообложения НДС не начисляется только на свои работы, но в то же время полностью уплачивается НДС за поставляемые материалы, конструкции и изделия, управлениям механизации за оказанные услуги автотранспорта, строительных машин и механизмов, другим организациям за оказание услуг. Незнание системы упрощенного налогообложения и порядка оформления документов при работе с индивидуальным предпринимателем, работающим по этой системе не является основанием для отказа к участию в аукционе.
В том случае, если Вас все же не допустят к участию в аукционе на том основании, что Вы индивидуальный предприниматель, работающий по упрощенной системе налогообложения, рекомендуем Вам обратиться в местное Управление Федеральной антимонопольной службы, которая является инициатором разработки Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ и рассматривает нарушения, связанные с этим законом.

Вопрос:

Правомочны ли требования экспертов государственной экспертизы применять понижающие коэффициенты к утверждённым в установленным порядком сметным нормам, обосновывая это тем, что расценка «завышена», а экспертиза обязана следить за бюджетными расходами?
Ответ:
Эксперт государственной экспертизы не прав. В соответствии с п. 4.2. «Указаний по применению Федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы»
(МДС 81-36.2004) федеральные единичные расценки корректировке не подлежат. Это же положение относится и к территориальным расценкам (п.5.4 МДС 81-36.2004). Кроме того, в соответствии с пунктом 2.2. «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-35.2004) сметные нормативы разработаны на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов и нормативы в сторону уменьшения не корректируются.

Вопрос:

В каком нормативном документе приведен перечень работ с тяжелыми и вредными условиями труда
Ответ:
В приложении 2 «Методических рекомендаций по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций» (МДС 83-1.99) дан перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых повышаются часовые тарифные ставки рабочих за условия труда в строительстве и на ремонтно-строительных работах.

Вопрос:

Просим сообщить индекс для перехода к текущим ценам на III квартал 2009 года при использовании Прейскуранта цен МГО «Защита» № 2661 001-92 (Система технического обслуживания и ремонта технических средств и систем пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Оптовые цены на техническое обслуживание и ремонт)
Ответ:
При использовании Прейскуранта цен МГО «Защита» № 2661 001-92 для перехода к текущим ценам в III квартале 2009 года следует применять индекс (коэффициент) равный — 18,55.

Источник: Всероссийский журнал » Консультации и разъяснения по вопросам ценообразования и сметного нормирования, вып. 3, 2009г, стр. 38

Вопрос:

В действующих сборниках цен на монтаж оборудования систем безопасности заложены и учтены затраты на выполнение полного комплекса монтажных работ, включая электрическую проверку, тренировку и настройку оборудования. На каком основании можно применять расценки на пусконаладочные работы, если они уже учтены в стоимости монтажа оборудования?

Ответ:
Прочтите внимательно тех. часть к сборнику ФЕР № 10 по каждому отделу и разделам, в них очень подробно описано, что включено и что не включено. При этом в тех разделах, где есть позиции, по которым даются измерения, испытания и проверки нужно дополнительно учитывать, но только для этого раздела. Данные работы не являются пусконаладочными работами (относятся к монтажным работам) и включаются в локальную смету. В том отделе, где есть разделы, где не учтены затраты на электрическую проверку и испытания, поясняют как нужно учитывать. Например: отдел 08 раздел 01 поясняют в тех. части сборника ФЕР 10 п.1.10.121, электрическую проверку оборудования, и испытание системы в целом, при установке в систему пожарно-охранной сигнализации приборов приемно-контрольных и устройств сигнализирующих объектовых, определяются по ФЕРп части 2 «Автоматизированные системы управления»- расценкам для систем 1 категории технической сложности (таб. 02-01-001). Затраты на монтаж оборудования системы ОПС на базе программируемой логической станции (пульт управления и контроля) или АРМ с использованием персонального компьютера, определяемые по ФЕРМ сборника №11, а также затраты на электрическую проверку и испытания указанных систем в целом, определяются по ФЕРп части 2- по расценкам для систем 2 и 3 категории технической сложности (таб. 02-01-002 и 02-01-003) все эти работы относятся к ПНР.
ФРПп части 2 согласно тех. части п.1.2 предназначены для определения затрат на выполнение ПНР по вводу в эксплуатацию автоматизированных систем управления (приказ Минрегиона № 747).
ФЕРп части 2 согласно тех. части п.1.2.1 не предназначены для определения прямых затрат в сметной стоимости работ по системам видеонаблюдения (охраны) с использованием телевизионных установок, громкоговорящей связи и др. (приказ Минрегиона № 747).
Локальные сметы рекомендуется составлять отдельно на монтаж оборудования и на ПНР.

Вопрос:
Просим дать письменное заключение о правомерности требований Заказчиков в сметных расчётах по системам: охранно-пожарной сигнализации и системе оповещения при пожаре, системе контроля и управления доступом рассчитывать стоимость пусконаладочных работ исходя из условия, что стоимость пусконаладочных работ должна составлять не более 10% от стоимости монтажных работ.
Ответ:
Требование Заказчика производить расчёт стоимости пусконаладочных работ по системам охранно-пожарной сигнализации, оповещения при пожаре, контролю и управлению доступом исходя из условия, что стоимость должна составлять не более 10% от стоимости монтажных работ, являются не правомерными.
В сметно-нормативной базе 2001 года сметная стоимость пусконаладочных работ по автоматизированным системам управления определяется по Сборнику на пусконаладочные работы № 2 «Автоматизированные системы управления», в Технической части которого есть положение, определяющее область распространения сборника. Сборник распространяется, в том числе и на системы автоматической пожарной и охранно-пожарной сигнализации, системы контроля и автоматического управления и противодымной защитой, а также на все не перечисленные системы, компонентами которых являются аналоговые и дискретные датчики.
Стоимость монтажа оборудования, входящего в перечисленные системы, имеет, по сравнению со стоимостью на пусконаладочные работы системы в целом, незначительные затраты, так как включает перемещение, установку на место оборудования и проверку правильности присоединения. В то время как стоимость пусконаладочных работ, зависит от категории технической сложности систем (I, II, III категории технической сложности), характеристики оборудования (факторов «метрологической сложности», «развитости информационных функций», «развитости управляющих функций»). В связи с этим после определения категории технической сложности, сметная расценка для конкретной системы рассчитывается применением к базовой расценке коэффициентов, учитывающих характеристику оборудования.
В период пусконаладочных работ по указанным системам проводится комплекс работ согласно пункту 1.8. Технической части Сборника на пусконаладочные работы ГЭСНп/ФЕРп/ТЕРп-2001-02 «Автоматизированные системы управления».
Примером определения сметной стоимости пусконаладочных работ для систем автоматической пожарной сигнализации может служить:
Пример № 11
Определение трудозатрат при производстве пусконаладочных работ по системам автоматической пожарной сигнализации
,
приведенный в «Пособии по составлению сметных расчётов (смет) на пусконаладочные работы по автоматизированным системам управления технологическими процессами (АСУ ТП)»

I. Исходные данные:
1. Система информационная I категории технической сложности с дискретными информационными каналами.
2. Количество датчиков — 80 шт.
3. Количество извешателей пожарных ручных — 20 шт.
4. Дополнительные сирены и световые табло не предусмотрены.
5. Взаимодействие со смежными системами: два «сухих» контакта взаимодействуют с системами вентиляции, выполненными по отдельному проекту.

II. Определение общего количества информационно-управляющих каналов:
1. Каналы передачи управляющих воздействий от КТС на ТОУ (п. 1 табл. 8 ГЭСНп-2001-02 или табл. 7 ФEРп-2001-02) — каналы управления исполнительными механизмами отсутствуют.
d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b91129
2. Каналы преобразования информации от ТОУ на КТС (п. 2 табл. 8 ГЭСНп-2001-02 или табл. 7 ФЕРп-2001-02) — датчики и ручные извещатели — Кди = 80+20 = 100 шт.
3. Каналы передачи воздействия от Оп к КТС (п. 3 табл. 8 ГЭСНп-2001-02 или табл. 7 ФЕРп-2001-02) Кда = 0, Каи = 0.
Кнопки, ключи, задатчики управления, используемые оператором для функционирования системы в режимах ручного (дистанционного) и автоматизированного (автоматического) управления отсутствуют, а выключатели напряжения, тумблеры включения сигнальных линий (шлейфов) и т.п. являются вспомогательными органами воздействия.
4. Каналы отображения информации от КТС к ОП (п. 4 табл. 8 ГЭСНп-2001-02 или табл. 7 ФЕРп-2001-02) не учитываются. Если проектом системы пожарной сигнализации предусмотрена дополнительная установка в различных помещениях сирен, световых табло, их учитывают в качестве дополнительных дискретных каналов в соответствии с указаниями п. 4 табл. 8 ГЭСНп-2001-02 или табл. 7 ФЕРп-2001-02.
5. Каналы связи со смежными системами Кли=2, Каи = О
6. Всего по п. 2-5 раздела II: Кди = 102, Каи = 0, Кобщи =102, Кобщу = 0, Кобщобщ = 102 базовая трудоемкость ПНР Н Iб составляет:

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b91130
2. Фми = 0,5 + Каи / Кобщи х М х И=0,5+0 / 102 х 1 х 1 = 0,5
3. Фу = 1,0 + (Кау + Кду) / Кобщ х У = 1,0 + (0+0) / 102 х 1 = 1,0
4. Трудоемкость ПНР:
Н = Н Iб х Фми х Фу = 621,36 х 0,5 х 1 = 310,68 чел.-ч
5. С учетом выполнения ПНР в условиях, снижающих производительность труда (табл. 1 МДС 81-27.2001 п.5) в действующих электроустановках с оформлением наряда-допуска или распоряжения
Кспт5 = 1,3 ко II и III этапу работ (75% общей трудоемкости согласно п. 2.12 табл. 7 ГЭСНп-2001-02 или табл. 6 ФЕРп-2001-02):
Hспт5 = Н х [1 + (Кспт5 — 1) х 75%] = 310,68 х [1 + (1,3 — 1,0) х 75%] = 380,58 чел.-ч
6. Трудозатраты на 1 информационный канал:
Hканал = 380,58 / 102 = 3,7312 чел.-ч
7. Справочно: трудозатраты на 1 датчик (ручной извещатель):
Ндат = 380,58 / 100 = 3,81 чел.-ч
8. Аналогично определяются трудозатраты по системам пожарной сигнализации 1 категории сложности с количеством датчиков (ручных извещателей) 50, 200, 400, 800 и каналов связи со смежными системами, например 1,4, 8, 16 соответственно.
Данные по вышеупомянутым и другим аналогичным системам пожарной сигнализации сведены в табл. № 2.

Таблица № 2
d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b91131
и представлены на следующем графике:

Системы пожарной сигнализации (ПС) I категории сложности
График № 2 трудозатрат на один информационный канал и на один датчик (ручной извещатель) в зависимости от общего количества каналов К
общ системы ПС.

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b91132

Вопрос:
Договор строительного подряда был признан судом незаключенным, поскольку в нем отсутствовал конечный срок выполнения работ. Может ли заказчик отказаться от оплаты работ по договору, если им были подписаны акты сдачи-приемки работ?
Ответ.
Согласно п. 1 ст. 740 Гражданского кодекса РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В силу п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Из определения договора строительного подряда, данного в п. 1 ст. 740 ГК РФ, следует, что условие о сроке окончания работ является существенным условием договора строительного подряда. Таким образом, договор строительного подряда считается не заключенным, а значит, не порождает для сторон правовых последствий. Указанный вывод подтверждается п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 №51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» (далее — Информационное письмо № 51).
Вместе с тем согласно п. 8 Информационного письма № 51 основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику. В соответствии с п. 4 ст. 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Как указано в п. 2 Информационного письма №51, принятие исполнения по договору является доказательством потребительской ценности этих работ.
Учитывая изложенное, вне зависимости от признания договора заключенным или незаключенным заказчик не может отказаться от оплаты работ по договору, если им были подписаны акты сдачи-приемки работ. Указанный вывод подтверждается судебной практикой (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 21.04.2008 № Ф09-2527/08-С4, ФАС Дальневосточного округа от 29.12.2007 № Ф03-A37/07-1/5845, ФАС Поволжского округа от 29.07.2008 № А65-19711/07).
Ю.М.Лермонтов, эксперт Минфина России

Вопрос:
Правомерен ли отказ заказчика по договору строительного подряда, если им были подписаны акты сдачи-приемки работ, однако он ссылается на подпись договора неуполномоченным лицом?
Ответ.
Согласно п. 1 ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
При отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку (п. 1 ст. 183 ГК РФ). В силу п. 2 данной статьи последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения.
Как разъяснил Президиум ВАС РФ в п. 3 Информационного письма от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» (далее — Письмо №51), расчеты по договору строительного подряда, заключенного неуполномоченным лицом, но впоследствии одобренного заказчиком, должны быть произведены в установленном порядке.
В соответствии с п. 4 ст. 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами.
Согласно п. 2 Письма № 51 принятие исполнения по договору является доказательством потребительской ценности этих работ.
Таким образом, подписание заказчиком актов сдачи-приемки работ свидетельствует об одобрении договора строительного подряда заказчиком и отказ по договору строительного подряда неправомерен, в том числе и со ссылкой на указанное обстоятельство.
Ю. Борисов, консультант Минфина России

Вопрос:
При составлении локального сметного расчета на основании МДС-81.35.2004 применяем в смете условия производства работ с к=1,5 ( п.3,1 «Производство строительных и других работ в существующих зданиях и сооружениях в стесненных условиях: с наличием….. при температуре воздуха на рабочем месте более 40 градусов в помещениях». В тоже время согласно ГСН 81-05-02-2001 применяем коэффициент на зимнее удорожание. Не противоречит ли одновременное применение коэффициентов при составлении сметы. Работы выполняются в действующем производстве при температуре воздуха в цехе 40 и более градусов.

Ответ.
К сожалению, в вопросе не указано, что за работы ведутся в действующем производстве при температуре воздуха в цехе 40 и более градусов? Полный комплекс работ – вряд ли, -тогда придется останавливать основное производство и температуры 40° и более не будет. Следовательно, речь может идти о каких-то конкретных работах.

Такими работами могут быть:
— работы по замене оборудования
— работы по замене обвязки оборудования и частичной замене технологических трубопроводов
— работы по замене вентиляции, либо по прокладке дополнительных воздуховодов
— электромонтажные работы
— отделочные работы
— работы по устройству фундаментов под оборудование< - работы по реконструкции (пробивка проемов и отверстий, разборка участков стен и кладка новых участков стен и перегородок в других местах и т.д.)

Не понятно какие конкретно работы выполняются в условиях, приведенных в Вашем вопросе, но попробуем сначала разобраться по существу вопроса.

Сначала в части правомерности учета в сметной документации и актах приемки выполненных работ дополнительных затрат, связанных с производством строительно-монтажных работ в зимнее время, или, как это называется в письме, — зимние удорожания.
Правомерно ли включение в данном приведенном случае этих затрат?

Рассмотрим ГСН 81-05-02-2007 «Сборник дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время». В этом сборнике нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время подразделяются:
— по видам строительства
— по видам работ

Нормы по видам строительства предназначены для определения лимита средств на дополнительные затраты, связанные с производством работ в зимнее время в целом по стройке, а также для круглогодичных расчетов между заказчиками и генеральными подрядными организациями. Нормы по видам работ применяются при осуществлении расчетов за выполненные строительные и монтажные работы между генподрядными и субподрядными организациями или между заказчиками и непосредственными исполнителями работ. Нормы по видам работ приведены в таблице 5 Сборника дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время ГСН 81-05-02-2007.
В этой таблице в числе прочих норм приведены нормы на «зимние удорожания» при производстве работ по монтажу оборудования. Эти нормы приведены дифференцированно, — отдельно по работам, выполняемым на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях и отдельно по работам, выполняемым в отапливаемых помещениях. Такая же ситуация и с отделочными работами и по работам по устройству перегородок и полов нормы на зимние удорожания по которым также подразделяются отдельно для работ, выполняемых на открытом воздухе и отдельно для работ, выполняемых в отапливаемых помещениях. И такая дифференсация, по нашему мнению, абсолютно уместна. Ведь элементными сметными нормами (а, соответственно, и единичными расценками) помимо непосредственного выполнения тех или иных операций, учтенных составом работ, учтены также работы:
— по разгрузке строительных материалов, изделий и конструкций на приобъектном складе;
— по доставке этих материалов, изделий и конструкций от приобъектного склада к месту производства работ.
А эти, перечисленные работы выполняются вне здания и, следовательно, при производстве работ в зимнее время фактор «зимних удорожаний» имеет место быть, а по работам по монтажу оборудования, работы по проверке этого оборудования, подготовке его к монтажу, включая укрупнительную сборку оборудования, также выполняется на открытом воздухе, и в зимний период фактор «зимних удорожаний имеет место быть еще в большей степени.

Аналогичная ситуация и с внутренними сантехническими и вентиляционными работами, однако по этим работам нормы на «зимние удорожания» приведены только для работ в неотапливаемых помещениях, а для работ в отапливаемых помещениях таких норм нет. Думается, что это неверно.

С другой стороны нормы на «зимние удорожания» приведены для работ сборника №46 «работы при реконструкции зданий и сооружений» на разработку деревянных конструкций, полов, конструкций из кирпича и блоков, железобетонных конструкций, пробивку проемов, борозд и отверстий приведены, судя по размерам этих норм, из условия работ в неотапливаемых помещениях (хотя об этом нигде не написано), но перечисленные выше работы нередко выполняются и в отапливаемых помещениях и, следовательно, по нашему мнению, нормы на эти работы также следовало бы привести дифференцированно – отдельно для неотапливаемых помещений и отдельно для отапливаемых помещений, так было бы более правильно.

Но на текущий момент следует пользоваться теми документами, которые действуют и в том порядке, который приводится в этих документах, следовательно, по тем работам, где нормы на «зимние удорожания» приведены дифференцированно, ими следует пользоваться именно так, а по тем нормам, где такового нет, следует пользоваться, так, как в этих нормах сказано, т.е., если нормы приведены только для неотапливаемых помещений, а для отапливаемых помещений нормы на «зимние удорожания» не приведены, значит они равны нулю и по таким работам «зимние удорожания» начислять не следует.

В Сборнике дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время ГСН 81-05-02-2007 приводится приложение 2 – пример расчета дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время для видов строительства, не предусмотренных в табл.4 раздела 1 ГСН 81-05-02-2007. Прилагая этот пример, мы рекомендуем пользоваться этим примером и в данном конкретном случае определять усредненный размер затрат на «зимние удорожания» в порядке, приведенным в этом примере, только затраты на отопление здания учитывать не следует, в Вашем случае ситуация не та, несколько иная.

С вопросом о правомерности учета затрат на зимние удорожания мы разобрались, теперь переходим к вопросу правомерности применения коэффициента 1,5, связанного с условиями выполнения работ при температуре воздуха в помещениях, где ведутся эти работы свыше 40°С. Сначала чисто формальное рассмотрение вопроса. Есть условия выполнения работ, которые, как видно из письма никем не оспариваются. И есть документ, в котором оговорено применение повышающего коэффициента при работе в таких условиях, что также никем не оспаривается. Если заказчик может изменить эти условия и обеспечить нормальную температуру в помещениях +15?18°С, тогда вопроса нет, но ведь не получается. Значит заказчику надо платить или выполнять работы в помещениях с температурой более 40°С собственными силами.

Теперь о сочетании этих факторов, что, наверное, и является основой всех сомнений.
На самом деле такое сочетание, — на улице зима, мороз, а в помещении жара свыше 40°С, — не облегчает ситуацию, а напротив, существенно усугубляет ее. Вспотевшему человеку (а рабочему работать в жару более 40°С, да еще в помещении непроветриваемом, — а как правило именно так и бывает, работать не вспотев, не удастся, там и не работая, просто посидеть – и употеешь) выскочить на мороз (а если с ветром, то еще хуже), это можно простудиться. Значит, сначала надо остыть (не случайно любители бани, зимой часто и подолгу отдыхают, — остывают прежде, чем выйти на улицу), а уже потом выходить и работать на морозе. А это – опять дополнительные потери времени. Так что платить надо по обоим факторам. Или делать эту работу самим. Но, возможно, — самим делать такую работу обойдется еще дороже.

Скачать:
Приложение к ответу (ГСН 81-05-02-2007) с примером сметного расчета дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время — Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для доступа к этому контенту

Вопрос:
Просим разъяснить, правомерно ли удалять из расценок ГЭСН/ФЕР/ТЕР машины и механизмы, если монтажные работы выполняются вручную без их использования, а в КС-2 включаются. Это вызывает завышение стоимости работ по сравнению с фактическими затратами. Кроме того, в ТЧ этих сборников указано, что …для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий,организаций и физических лиц, ГЭСНм носят рекомендательный характер.
Ответ.
В соответствии с п.4.2. (1-ый и 6-ой абзацы) Указаний по применению Федеральных единичных расценок на монтаж оборудования (ФЕРм-2001) – МДС 81-37.2004 «Федеральные единичные расценки корректировке не подлежат, в том числе в случаях, когда в расценках предусматривается применение машин, а фактически работы по монтажу оборудования осуществляются вручную, либо с применением средств малой механизации».
В том случае, если не применяются механизмы, существенно возрастает доля ручного труда, который стоит дороже чем труд механизированный, и оплачивается соответственно дороже.

Вопрос:
г. Санкт-Петербург
Просим сообщить индекс для перехода к текущим ценам на III квартал 2009 года при использовании Прейскуранта цен МГО «Защита» № 2661 001-92 (Система технического обслуживания и ремонта технических средств и систем пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Оптовые цены на техническое обслуживание и ремонт)
Ответ.
При использовании Прейскуранта цен МГО «Защита» № 2661-001-92 для перехода к текущим ценам в III квартале 2009 года следует применять индекс (коэффициент) равный — 18,55.

Источник — Журнал «Консультации и разъяснения по сметному делу и экономическим вопросам строительства», 2009г, вып. 3.

Вопрос:
Какими нормативными документами необходимо пользоваться при определении стоимости следующих работ:
— прокладки внутренних линий связи;
— монтажа и пусконаладочных работ по оборудованию охранных и телеви¬зионных систем, контроля дос-тупа?
Ответ.
Стоимость прокладки внутренних линий связи, а также работ по монтажу оборудования охранных и телевизионных систем, контроля доступа, определяется по сборникам ГЭСНм/ТЕРм/ФЕРм-2001-10 «Оборудование связи». Стоимость пусконаладочных работ по оборудованию охранных и телевизионных систем и контроля доступа — по ГЭСНп/ТЕРп/ФЕРп-2001-02 «Автоматизированные системы управления».

Вопрос:
Просим разъяснить, надо ли при устройстве пожарно-охранной сигнализации в общественных зданиях дополнительно использовать единичную расценку ТЕРм 10-01-051-32 «Разделка и включение кабелей и проводов» сборника ТЕРм-2001-10 «Оборудование связи» в соответствии с Технической частью Сборника ТЕРм-2001-10 (пункт 5). Заказчик считает, что эти работы входят в состав работ по монтажу оборудования (извещателей, боксов, приборов ПК).
Ответ.
Заказчик прав. При монтаже извещателей и приборов ПК предусматривается кабель низкочастотный, а в Технической части Сборника ТЕРм-2001-10 «Оборудование связи» в пункте 5а указано, что дополнительно концевую разделку следует учитывать только для силовых кабелей сечением свыше 10 мм2.

Вопрос:
Как определяется стоимость работ по шефмонтажу оборудования охранно-пожарной сигнализации?
Ответ.
Затраты на шефмонтаж определяются в соответствии с порядком изложенным в п.2.6 Указаний по применению государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования (ГЭСНм-2001). По оборудованию, включенному в Сборник ГЭСНм-2001-10 «Оборудование связи» работы по шефмонтажу не требуются.

Вопрос:
При получении нестандартизированного оборудования необходимо произвести входной контроль. Как определить эти работы и куда отнести эти затраты?
Ответ.
Затраты на проведение входного контроля относятся на стоимость оборудования.

Вопрос:
По каким расценкам следует рассчитывать затраты на техническое обслуживание инженерных систем и систем безопасности?
Ответ.
Затраты на техническое обслуживание оборудования данных систем определяется на основании ведомственных или иных прейскурантов сборников на обслуживание данного оборудования.
В случае отсутствия необходимых прейскурантов на техническое обслуживание — на основании фирменных норм. Фирменная норма рассчитывается на основе средней стоимости 1 чел-ч специалистов по техническому обслуживанию, квалификации и количеству исполнителей в бригаде.
Средняя стоимость 1 чел-ч специалистов определяется на основе среднемесячного уровня оплаты труда в строительном комплексе данного региона, города, либо организации, с учетом тарифных коэффициентов, приведенных в Методических рекомендациях по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных организаций (МДС 83-1.99), введенных в действие Госстроем России с 1 января 2000г.
При этом состав бригады и повышающие коэффициенты, учитывающие более сложные условия работ (стесненность и т.п.) устанавливаются Заказчиком. Нормы накладных расходов и сметной прибыли принимаются в зависимости от вида оборудования или работ.

Вопрос:
Имеет ли право Заказчик самостоятельно править индексы пересчета сметной стоимости строительства, установленные органами ценообразования в РФ?
Ответ.
При внебюджетном финансировании, при включении в договор статьи, предусматривающих конкретные права Заказчика принимать самостоятельные решения по указанным вопросам, последний может так поступать. Но если в договоре нет конкретных статей о правах Заказчика, и последний решил «навязать» Подрядчику новые условия выполнения работ без дополнительного договора, то необходимо иметь ввиду, что в статье 709 «Цена работы» Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что, если в договоре отсутствует цена подлежащей выполнению работы, или способы ее определения, необходимо руководствоваться статьей 424 п.З. Этой статьей предусмотрено, что в случаях, когда в договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнительных обстоятельствах обычно взимается за аналогичные работы. Подрядчик на основании этой статьи может обратиться в суд.

Вопрос:
Какой индекс пересчета рекомендуется применять для определения текущей цены авторского надзора при заключении договора с подрядчиком (проектировщиком):
— индекс на проектные работы;
— индекс на заработную плату основных рабочих;
— другой индекс?
Ответ.
Для определения текущей цены авторского надзора необходимо применять индексы пересчета на проектные работы.

Вопрос:
Прошу разъяснить можно ли использовать расценки на пусконаладочные работы при периодических проверках и испытаниях в электроустановках.
Ответ.
Пусконаладочные сборники цен ГЭСНп/ТЕРп/ФЕРп-2001 предназначены для определения стоимости ПНР на вновь вводимых в эксплуатацию предприятиях, зданиях, сооружениях.
При отсутствии специально разработанных нормативов на проведение периодических проверок и испытаний находящихся в эксплуатации электроустановок, указанные сборники можно применять по согласованию с Заказчиком.
В том случае, если состав выполняемых работ полностью соответствует составу работ, учтенному сборником, нормы на измерения и испытания электроустановок принимаются без корректировки (К=1). При повторном выполнении ПНР может быть применен понижающий коэффициент по согласованию с Заказчиком в ходе периодической проверки и испытаний в электроустановках.

Вопрос:
Проводим работы по монтажу и капитальному ремонту электротехнических установок и применяем Сборник на монтаж оборудования ТЕРм-2001-08 «Электротехнические установки». В Технической части сборника сказано, что расценками учтен полный комплекс работ по монтажу оборудования. Почему дополнительно составляются сметы на наладочные работы?
Ответ.
При монтаже и капитальном ремонте оборудования, с целью обеспечения ввода его в эксплуатацию, выполняются необходимые наладочные работы. В отношении электротехнических установок проводятся соответствующие измерения, испытания и др. работы, согласно Правилам устройств электроустановок (ПУЭ).
Если при определении стоимости монтажа и капитального ремонта систем электроснабжения (демонтаж, монтаж электротехнических установок), используется Сборник расценок на монтаж оборудования ТЕРм-2001-08 «Электротехнические установки», то, необходимо иметь в виду, что расценками указанного сборника затраты на наладку не учтены, и их следует определять дополнительно по соответствующим сметным нормативам.

Вопрос:
Является ли нарушением, если акт приемки выполненных работ формы КС-2 составлена по форме сметы?
Ответ.
Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации утвержден постановлением Госкомстата РФ от 24.03.1999г. №20, где говорится, что:

«В унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций), утвержденные Госкомстатом России, организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается.

Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации.

Форматы бланков, указанных в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, являются рекомендуемыми и могут изменяться.

При изготовлении бланочной продукции на основе унифицированных форм первичной учетной документации допускается вносить изменения в части расширения и сужения граф и строк с учетом значности показателей, включения дополнительных строк (включая свободных) и вкладных листов для удобства размещения и обработки необходимой информации».

Вопрос:
В процессе капитального ремонта, строительства, реконструкции объектов капитального строительства специализированными организациями проводятся приемо-сдаточные испытания электромонтажных работ, которые оплачиваются заказчиком по территориальным единичным расценкам на пусконаладочные работы ТЕРп-2001 часть 1 «Электротехнические устройства».
Являются ли приемо-сдаточные испытания электромонтажных работ пусконаладочными работами, и какие пусконаладочные работы проводятся при электромонтажных работах?

Ответ:

В единичных расценках на монтаж оборудования учтен полный комплекс работ, в т.ч. затраты на проверку качества монтажа, включая индивидуальные испытания (вхолостую, а в необходимых случаях — под нагрузкой) и другие виды испытаний, указанные в технических частях или вводных указаниях сборников (п. 2.13 МДС 81-37.2004).
Согласно пункту 1.8.1. Общих положений к ГЭСНм-2001 в части 8 «Электротехнические установки» учтены затраты на выполнение полного комплекса электромонтажных работ, определенного в соответствии с требованиями соответствующих технических условий и инструкций.
Требования по проектированию, организации и производству работ по монтажу и наладке электротехнических устройств установлены СНиП 3.05.06-85 «Электротехнические устройства», «Правилами устройства электроустановок» (ПУЭ-6, ПУЭ-7), утвержденными Минэнерго России, а также ведомственными нормативными документами.
В соответствии со СНиП 3.05.05-84 «Технологическое оборудование и технологические трубопроводы» к началу индивидуальных испытаний смонтированного оборудования должен быть закончен монтаж систем смазки, охлаждения, противопожарной защиты, электрооборудования, защитного заземления, автоматизации, необходимых для проведения индивидуальных испытаний, и выполнены пусконаладочные работы, обеспечивающие надежное действие указанных систем.
Затраты, связанные с испытанием повышенным напряжением защитных устройств, замером полного сопротивления изоляции, проверкой наличия цепи между заземлителями и заземленными элементами сметными нормами части 8 «Электротехнические установки» не учтены, т.к. относятся к пусконаладочным работам.
Пусконаладочные работы выполняются по электротехническим устройствам, автоматизированным системам управления, теплоэнергетическому и некоторым другим видам оборудования.
Согласно Правилам устройства электроустановок (ПУЭ-7) вновь сооруженные и реконструированные электроустановки и установленное в них электрооборудование должно быть подвергнуто приемо — сдаточным испытаниям.
Индивидуальные испытания электрооборудования проводят согласно требованиям, приведенным в указанных Правилах.
Объем и условия выполнения пусконаладочных работ, в том числе продолжительность периода комплексного опробования оборудования, предусматриваются техническими условиями на поставку оборудования, которые разрабатываются организациями — изготовителями оборудования.
Указанные затраты определяются по ГЭСНп-2001 (ФЕРп-2001) части № 1 «Электротехнические устройства».
Пусконаладочные работы в жилых и общественных зданиях выполняются по электроустановкам, перечисленным соответственно в СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания», в СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения», в т.ч. по вводным устройствам, устанавливаемым на вводе питающей линии в здание или в его обособленную часть и другим аппаратам и приборам, приведенным в главе 7.1. «Электроустановки жилых, общественных, административных и бытовых зданий» Правил устройства электроустановок (ПУЭ-7).

Извлечение из письма Минрегиона от 12.04.2011 №8764-ИП/08

Вопрос

Просим разъяснить некоторые вопросы применения норм Сборника №2 (ГЭСНп, ФЕРп) на пусконаладочные работы (далее — Сборник №2) по системам автоматической пожарной и охранной сигнализации в части правомерности учёта при составлении смет и подготовке исходных данных (подсчете каналов) с применением извещателей пожарных дымовых оптико-электронных типа в качестве информационных аналоговых каналов. На данном подходе настаивает подрядчик (поставщик оборудования и исполнитель работ, являясь официальным дилером производителя оборудования), который считает, что, исходя из технических характеристик указанных датчиков они являются аналоговыми, их не следует учитывать в качестве дискретных информационных каналов (как это установлено нормами Сборника №2).
Одновременно, в связи с тем, что Сборник №2 не предназначен для определения сметной стоимости систем контроля и управления доступом (СКУД) с применением различных типов электронных считывателей идентификаторов доступа и других программно-технических средств, просим Вас сообщить, каким методом и в соответствии с положениями каких нормативных документов следует определять затраты на пусконаладочные работы СКУД.

Ответ

Согласно классификации НПБ 58-97 «Системы пожарной сигнализации адресные. Общие технические требования. Методы испытаний» (введены в действие приказом ГУГПС МВД РФ от 31 декабря 1996 г. № 64) способ передачи информации о пожароопасной ситуации в защищаемом помещении подразделяется на три категории: дискретный, аналоговый и комбинированный. Дискретный способ — принятие решения о возникновении пожара непосредственно адресным пожарным извещателем (пороговый извещатель, работающий по принципу: да, нет). Аналоговый способ — адресно-пожарный извещатель (АСП) передает количественную характеристику контролируемого фактора пожара с принятием решения о возникновении пожара адресным приемно-контрольным прибором (АПКП), входящим в адресную систему пожарной сигнализации (АСПС).
Пожарные извещатели указанного типа могут использоваться как в адресной, так и в безадресной пожарной системе и по своим техническим характеристикам относятся к пороговым извещателям. Следовательно, при подсчете информационных каналов по Сборнику № 2 (ГСНп-2001, ФЕРп-2001) эти извещатели необходимо учитывать в качестве дискретных информационных каналов.
В настоящее время в сметно-нормативной базе ценообразования в строительстве 2001 года отсутствуют «прямые» сметные нормативы на пусконаладочные работы по системам контроля и управления доступом (СКУД).
До разработки соответствующих сметных нормативов рекомендуется затраты на Пусконаладочные работы по СКУД определять на основании сметного расчета, составленного по образцу № 3п, приведенному в Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35. 2004).

Извлечение из письма Минрегиона от 05.08.2010 №29174-ИП/08

Продолжение следует…

Похожие статьи...