Количество пожаров в учреждениях образования составляет ежегодно в среднем около 2 % от общего числа всех зарегистрированных пожаров.
Определяющую долю в общем количестве занимают пожары в школах. Их среднегодовое число составляет 45% от всех пожаров в учреждениях образования.
На втором месте по частоте – пожары в дошкольных учреждениях.
На третьем месте пожары в ПТУ.
Самое значительное количество пожаров в образовательных учреждениях в целом, обычно происходит в течение 4 квартала. Доля пожаров в это время увеличивается на 25% по сравнению со вторым и третьим кварталами года и более чем в 2 раза по сравнению с первым кварталом.
При рассмотрении количества пожаров отдельно по каждой категории учреждений установлено, что:
в школах, гимназиях, лицеях, колледжах, детских домах, интернатах – максимальное кол-во пожаров регистрируется во 2 и 4 кварталах;
в ВУЗах – в 1 квартале;
в ПТУ – в 3 и 4 квартале;
в средних специальных учебных заведениях – в 3 и 4 кварталах;
в прочих учебных заведениях — в 1 квартале;
в дошкольных учреждениях — в 3 и 4 кварталах;
в оздоровительных лагерях – во втором и четвертом кварталах.
Во всех без исключения образовательных учреждениях, лидирующая причина пожаров – неосторожное обращение с огнем. Нарушение правил технической эксплуатации электрооборудования, как причина пожара фигурирует на втором месте, на третьем – нарушение правил пожарной безопасности при проведении огневых работ.
Определяющим местом возникновения пожаров в зданиях образовательных учреждений являются чердаки, аудитории, подсобные и складские помещения, а также подвалы.
Из всех школьных помещений наиболее опасны в пожарном отношении кабинеты физики, химии и производственные мастерские, так как именно здесь находятся горючие вещества и материалы, легковоспламеняющиеся жидкости, газовые горелки, спиртовки, электроплитки и другое оборудование, представляющее пожарную опасность. Причинами возникновения пожаров в школьных лабораториях могут быть также неисправная электроаппаратура и проводка к ней, неосторожное обращение с огнем и электронагревательными приборами.
Таким образом,
— основное внимание в плане обеспечения пожарной безопасности должно быть уделено школам и детским садам;
— профилактические мероприятия будут самыми эффективными в течение 2 и 4 кварталов года;
— профилактику рационально проводить с акцентом на 3 главных причинах возникновения пожаров;
— в первую очередь в пересмотре существующего положения дел нуждаются образовательные учреждения;
— реализация противопожарных мероприятий, кроме того, что обязательна, еще и экономически выгодна.
В соответствии с Российским законодательством ответственность за обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений несут их руководители. Они обязаны обеспечить выполнение требований правил пожарной безопасности и осуществлять контроль за соблюдением установленного противопожарного режима всеми работниками, учащимися и воспитанниками, принимать срочные меры по устранению отмеченных государственным пожарным надзором недостатков. Формулировка обязанностей как будто исключает разночтения, но тем не менее, на протяжении ряда лет в образовательных учреждениях области ситуация характеризовалась хроническим невыполнением предписанных государственным пожарным надзором затратных мероприятий, а именно: оборудования учебных учреждений системами пожарной сигнализации, современными системами оповещения о пожаре.
Любую ситуацию можно свести к абсурду: как случилось с требованием демонтировать глухие металлические решетки с окон помещений с пребыванием детей. Учитывая реальность, Государственный пожарный надзор пошел навстречу просьбам администраций детских учреждений и было разрешено не снимать решетки вовсе, а монтировать их распашными. В результате компромисса — решетки распашные, но зачастую открыть их нельзя, ни быстро, ни медленно. В одном случае потеряны ключи, в другом — заржавел замок, в третьем – заржавели петли и так далее. Деньги потрачены, а первоначальный смысл противопожарного мероприятия, направленного на сохранение жизни детей, утрачен. Приведенный пример свидетельствует в целом, об отношении администрации детских учреждений к проблемам пожарной безопасности, и в частности, к обеспечению безопасности доверенных им детей.
Руководители, учителя, воспитатели, преподаватели, обслуживающий персонал и другие работники детских учреждений, а также учащиеся и воспитанники обязаны знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации людей и тушению пожара. (ППБ 101-89, п.1.2)
Ответственность за обеспечение пожарной безопасности детских учреждений несут их руководители — директора, заведующие. (ППБ 101-89, п.1.3)
Руководитель детского учреждения обязан:
а) обеспечить выполнение требований правил пожарной безопасности и осуществлять контроль за соблюдением установленного противопожарного режима всеми работниками, учащимися и воспитанниками, принимать срочные меры по устранению отмеченных недостатков;
б) организовать изучение правил пожарной безопасности и проведение противопожарного инструктажа с работниками детских учреждений. Определить сроки, место и порядок проведения противопожарного инструктажа, а также список должностных лиц, на которых возлагается его проведение. Лица, не прошедшие противопожарный инструктаж, а также показавшие неудовлетворительные знания, к работе не допускаются. Результаты проведенного инструктажа заносятся в «Журнал регистрации противопожарного инструктажа».
С учащимися V-XI классов один раз в учебную четверть во внеурочное время должны проводиться занятия по изучению правил пожарной безопасности, а с учащимися младших классов и детьми старшего дошкольного возраста — беседы по предупреждению пожаров в школе и дома.
в) организовать из числа учащихся и воспитанников школ, школ-интернатов и детских домов (кроме учреждений для детей с дефектами умственного и физического развития) — дружины юных пожарных, обеспечив их работу в соответствии с «Положением о дружинах юных пожарных»;
г) обеспечить разработку и утвердить план эвакуации и порядок оповещения людей, устанавливающие обязанности и действия работников детского учреждения на случай возникновения пожара. План эвакуации и порядок эвакуации должны своевременно пересматриваться с учетом изменяющихся условий. Практические занятия по отработке плана эвакуации должны проводиться не реже одного раза в полугодие.
д) установить порядок осмотра и закрытия помещений и зданий по окончании занятий и работы детского учреждения;
е) осуществлять контроль за соблюдением противопожарного режима арендующими организациями;
ж) обеспечить своевременное выполнение мероприятий пожарной безопасности, предложенных органами Государственного пожарного надзора и предусмотренных приказами и указаниями вышестоящих органов. (ППБ 101-89, п.1.4)
В детских учреждениях с круглосуточным пребыванием учащихся или воспитанников дежурный по учреждению в выходные и праздничные дни, а также в вечерние и ночные часы обязан:
а) при заступлении на дежурство проверить наличие и состояние средств пожаротушения, исправность телефонной связи, дежурного освещения и пожарной сигнализации, а также убедиться, что все пути эвакуации (коридоры, лестничные клетки, тамбуры, фойе, холлы, вестибюли) не загромождены, а двери эвакуационных выходов при необходимости могут быть беспрепятственно открыты. В случае обнаружения нарушений противопожарного режима и неисправностей, в результате которых возможно возникновение пожара, принять меры к их устранению, а при необходимости сообщить руководителю или заменяющему его работнику;
б) иметь списки (журналы) учащихся, воспитанников и работников, находящихся в детском учреждении, знать места их расположения и сообщать сведения о количестве людей в пожарную охрану;
в) постоянно иметь при себе комплект ключей от дверей эвакуационных выходов и ворот автомобильных въездов на территорию детского учреждения, а также ручной электрический фонарь. (ППБ 101-89, п.1.5)
Требования к содержанию территории, зданий и помещений. (ППБ 101-89)
Территория детского учреждения должна постоянно содержаться в чистоте. Отходы горючих материалов, опавшие листья и сухую траву следует регулярно убирать и вывозить. Не разрешается курение на территории, а также в помещениях общеобразовательных учреждений.
Дороги, проезды и подъезды к зданиям и пожарным водоисточникам, а также доступы к пожарному инвентарю и оборудованию должны быть всегда свободными. О закрытии отдельных участков дорог или проездов в связи с проведением ремонтных работ или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных автомобилей, следует немедленно уведомлять пожарную охрану.
Противопожарные разрывы между зданиями не должны использоваться для складирования материалов и оборудования, а также для стоянки автотранспорта.
Разведение костров, сжигание мусора и устройство открытых кухонных очагов на территории не допускается.
В многоэтажных зданиях детских учреждений классы (группы) детей младших возрастов следует размещать не выше второго этажа.
Вместимость помещений должна соответствовать установленным нормам.
Расстановка мебели и оборудования в классах, кабинетах, мастерских, спальнях , столовых и других помещениях не должна препятствовать свободной эвакуации людей и подходу к средствам пожаротушения.
В коридорах, вестибюлях, холлах, на лестничных клетках и дверях эвакуационных выходов должны быть указательные знаки безопасности.
Эвакуационные проходы, выходы, коридоры, тамбуры и лестницы не должны загромождаться какими-либо предметами и оборудованием.
Двери лестничных клеток, коридоров, тамбуров и холлов должны иметь уплотнения в притворах и оборудованы устройствами для самозакрывания, которые должны постоянно находиться в исправном состоянии. В период пребывания людей в зданиях двери эвакуационных выходов допускается запирать только изнутри с помощью легко открывающихся (без ключей) запоров (задвижек, крючков и т.д.).
В помещениях, связанных с пребыванием детей, ковры, паласы, ковровые дорожки и т.п. должны быть жестко прикреплены к полу.
Здания детских учреждений должны быть оборудованы средствами оповещения людей о пожаре. Для оповещения людей о пожаре могут быть использованы внутренняя телефонная и радиотрансляционная сети, специально смонтированные сети вещания, звонки и другие звуковые сигналы.
В чердачных помещениях не разрешается производить сушку белья, устраивать склады (за исключением хранения оконных рам), архивы, голубятни, мастерские и т.д., применять для утепления перекрытий торф, стружку опилки и другие горючие материалы.
Двери (люки) чердачных и технических помещений (насосных, вентиляционных камер, бойлерных, складов, кладовых, электрощитов и т.д.) должны быть постоянно закрыты на замок. Ключи от замков следует хранить в определенном месте, доступном для получения их в любое время суток. На дверях (люках) чердачных и технических помещений должны быть надписи, определяющие назначение помещений и место хранения ключей.
Наружные пожарные лестницы, лестницы — стремянки и ограждения на крышах зданий должны содержаться в исправном состоянии.
Слуховые окна чердачных помещений должны быть остеклены и находиться в закрытом состоянии.
В зданиях детских учреждений проживание обслуживающего персонала и других лиц не допускается.
Размещение аккумуляторных, хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, баллонов с горючими газами и кислородом, целлулоида и других легковоспламеняющихся материалов в зданиях, связанных с пребыванием детей, а также в подвальных и цокольных помещениях не допускается.
Приямки окон подвальных и цокольных помещений должны содержаться в чистоте. Не допускается устанавливать на приямках и окнах несъемные металлические решетки, загромождать приямки и закладывать кирпичом оконные проемы.
В зданиях детских учреждений запрещается:
а) производить перепланировку помещений с отступлением от требований строительных норм и правил;
б) использовать для отделки стен и потолков эвакуационных путей (рекреаций, лестничных клеток, фойе, вестибюлей, коридоров и т.п.) горючие материалы;
в) устанавливать глухие металлические решетки, жалюзи и подобные им несъемные солнцезащитные, декоративные и архитектурные устройства на окнах помещений, связанных с пребыванием людей, на лестничных клетках, в коридорах, холлах и вестибюлях;
г) снимать дверные полотна в проемах, соединяющих коридоры с лестничными клетками;
д) забивать двери эвакуационных выходов;
е) применять для целей отопления нестандартные (самодельные) нагревательные устройства;
ж) использовать электроплитки, кипятильники, электрочайники, газовые плиты и т.п. для приготовления пищи и трудового обучения (за исключением специально оборудованных помещений);
з) устанавливать зеркала и устраивать ложные двери на путях эвакуации;
и) проводить огневые, электрогазосварочные и другие виды пожароопасных работ в зданиях при наличии в их помещениях людей;
к) обертывать электрические лампы бумагой, материей и другими горючими материалами;
л) применять для освещения свечи, керосиновые лампы и фонари;
м) производить отогревание труб систем отопления, водоснабжения, канализация и т.п. с применением открытого огня.
Огневые и сварочные работы могут быть допущены только с письменного разрешения руководителя детского учреждения. Эти работы должны производиться согласно требованиям Правил пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых работ на объектах народного хозяйства.
Все здания и помещения детского учреждения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения.
По окончании занятий в классах, мастерских, кабинетах и лабораториях, учителя, преподаватели, лаборанты, мастера производственного обучения, другие работники детского учреждения должны тщательно осмотреть помещения, устранить выявленные недостатки и закрыть помещения, обесточив электросеть.
Противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т. п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии. Устройства для самозакрывания дверей должны находиться в исправном состоянии. Не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств). (ППБ 01-03, п. 34)
Требования к электроустановкам (ППБ 101-89, п.2.3)
Электрические сети и электрооборудование, используемые в детских учреждения, и их эксплуатация должны отвечать требованиям действующих Правил устройства электроустановок, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. (ППБ 101-89, п.2.3.1)
Администрация детских учреждений обязана обеспечить обслуживание и техническую эксплуатацию электрооборудования и электросетей, своевременное проведение профилактических осмотров, планово-предупредительных ремонтов и эксплуатацию электрооборудования, аппаратуры и электросетей в соответствии с требованиями документов, указанных в п.2.3.1. настоящих правил, своевременно устранять выявленные недостатки. (ППБ 101-89, п.2.3.2)
Соединения оконцевания и ответвления жил проводов и кабелей должны быть выполнены с помощью опрессовки, сварки, пайки или специальных зажимов. (ППБ 101-89, п.2.3.3)
В производственных, складских и других помещениях с наличием горючих материалов, а также материалов и изделий в сгораемой упаковке, электрические светильники должны иметь закрытое или защищенное исполнение (со стеклянными колпаками). (ППБ 101-89, п.2.3.4)
При эксплуатации электроустановок запрещается:
а) использовать кабели и провода с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
б) оставлять под напряжением электрические провода и кабели с неизолированными концами;
в) пользоваться поврежденными (неисправными) розетками, ответвительными коробками, рубильниками и другими электроустановочными изделиями;
г) применять в качестве электрической защиты самодельные и некалиброванные предохранители;
д) снимать стеклянные колпаки со светильников закрытого исполнения. (ППБ 101-89, п.2.3.5)
Во всех помещениях (независимо от их назначений), которые по окончании работ закрываются и не контролируются, все электроустановки (кроме холодильников) должны отключаться. (ППБ 101-89, п.2.3.6)
Детские учреждения должны быть обеспечены электрическими фонарями на случай отключения электроэнергии. (ППБ 101-89, п.2.3.7)
Требования к противопожарному водоснабжению (ППБ 101-89, п.2.4)
Администрация детского учреждения обязана обеспечить техническое обслуживание, исправное состояние и постоянную готовность к использованию, находящейся на балансе учреждения системы противопожарного водоснабжения (наружных водопроводных сетей с установленными на них пожарными гидрантами и указателями; пожарных водоемов и резервуаров; внутренних пожарных кранов). (ППБ 101-89, п.2.4.1)
У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. (ППБ 101-89, п.2.4.2)
Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами помещенными в шкафы, которые пломбируются. Пожарные рукава должны быть сухими, хорошо скатанными. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку. Внутренние пожарные краны периодически должны подвергаться техническому обслуживанию и проверяться на работоспособность путем пуска воды. О результатах технического обслуживания и проверок составляются акты.
На дверце шкафа пожарного крана должны быть указаны:
— буквенный индекс ПК;
— порядковый номер. (ППБ 101-89, п.2.4.3)
В случае проведения ремонтных работ или отключения участков водопроводной сети, выхода из строя насосных станций, утечки воды из пожарных водоемов и резервуаров следует немедленно уведомить пожарную охрану. (ППБ 101-89, п.2.4.4)
Крышки люков пожарных резервуаров и колодцев подземных гидрантов должны быть постоянно закрыты. Их необходимо своевременно очищать от грязи, льда и снега. (ППБ 101-89, п.2.4.5)
Требования к установкам пожарной автоматики (ППБ 101-89, п.2.5)
Администрация детского учреждения должна обеспечить работоспособность и надежную эксплуатацию пожарной автоматики в соответствии с требованиями нормативных документов . Техническое обслуживание установок должно проводиться в соответствии с Инструкцией. Учреждение, не имеющее возможности собственными силами осуществлять техническое обслуживание установок и содержать обслуживающий персонал, обязано заключить соответствующие договора на обслуживание спринклерных, дренчерных и других установок автоматического пожаротушения, а также установок пожарной сигнализации со специализированными организациями. (ППБ 101-89, п.2.5.1)
При производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту специализированной организацией, контроль за качеством их выполнения осуществляет должностное лицо детского учреждения, ответственное за эксплуатацию установок. (ППБ 101-89, п.2.5.2)
Установки пожарной автоматики должны эксплуатироваться в автоматическом режиме и круглосуточно находиться в работоспособном состоянии. (ППБ 101-89, п.2.5.3)
В зданиях при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должна быть предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. (ППБ 01-03, п.16)
В зданиях и сооружениях с круглосуточным пребыванием людей (люди с недостатками зрения и дефектами слуха), должно быть обеспечено своевременное получение доступной и качественной информации о пожаре, включающей дублированную световую, звуковую и визуальную сигнализацию, подключенную к системе оповещения людей о пожаре.
Световая, звуковая и визуальная информирующая сигнализация должна быть предусмотрена в помещениях, посещаемых данной категорией лиц, а также у каждого эвакуационного, аварийного выхода и на путях эвакуации. Световые сигналы в виде светящихся знаков должны включаться одновременно со звуковыми сигналами. Частота мерцания световых сигналов должна быть не выше 5 Гц. Визуальная информация должна располагаться на контрастном фоне с размерами знаков, соответствующими расстоянию рассмотрения.
Обслуживающий персонал таких организаций должен пройти специальное обучение по проведению эвакуации людей, по программам, согласованным с ГПС. (ППБ 01-03, п.17)
Регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (далее — ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ; и должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору. (ППБ 01-03, п.96)
Установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации. Перевод установок с автоматического пуска на ручной запрещается, за исключением случаев, оговоренных в нормах и правилах. (ППБ 01-03, п.98)
Системы оповещения о пожаре должны обеспечивать в соответствии с планами эвакуации передачу сигналов оповещения одновременно по всему зданию (сооружению) или выборочно в отдельные его части (этажи, секции и т. п.).
В детских дошкольных учреждениях, а также спальных корпусах школ-интернатов оповещается только обслуживающий персонал.
Порядок использования систем оповещения должен быть определен в инструкциях по их эксплуатации и в планах эвакуации с указанием лиц, которые имеют право приводить системы в действие. (ППБ 01-03, п.102)
В зданиях, где не требуются технические средства оповещения людей о пожаре, руководитель объекта должен определить порядок оповещения людей о пожаре и назначить ответственных за это лиц. (ППБ 01-03, п.103)
Оповещатели (громкоговорители) должны быть без регулятора громкости и подключены к сети без разъемных устройств. Для обеспечения надежности при передаче текстов оповещения и управления эвакуацией допускается использовать внутренние радиотрансляционные сети и другие сети вещания, имеющиеся на объекте. (ППБ 01-03, п.104)
В период выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту, проведение которых связано с отключением установок, администрация детского учреждения обязана обеспечить пожарную безопасность защищаемых установками помещений и поставить в известность пожарную охрану. (ППБ 101-89, п.2.5.4.)
При эксплуатации пожарной автоматики не допускается:
а) устанавливать взамен вскрывшихся и неисправных оросителей пробки и заглушки;
б) загромождать подходы к контрольно-сигнальным устройствам и приборам;
в) нанесение на оросители и извещатели краски, побелки, штукатурки и других защитных покрытий при ремонтах и в процессе эксплуатации. (ППБ 101-89, п.2.5.5)
Требования к первичным средствам пожаротушения.
К первичным средствам пожаротушения относятся:
— Ящики с песком;
— Кошма 1х1 кв.м., асбестовое полотно;
— Огнетушители;
— Водопроводная вода
Детские образовательные учреждения должны быть оснащены первичными средствами пожаротушения независимо от оборудования зданий и помещений установками пожаротушения и пожарными кранами. (ППБ 101-89, п.3.1.)
Места расположения первичных средств пожаротушения должны указываться в планах эвакуации. (ППБ 101-89, п.3.2.)
Ручные огнетушители должны размещаться:
а) путем навески на вертикальные конструкции на высоте не более 1,5 м от уровня пола до нижнего торца огнетушителя;
б) путем установки в пожарные шкафы совместно с пожарными кранами, в специальные тумбы или на пожарные стенды. (ППБ 101-89, п.3.3.)
Расстояние от возможного очага пожара до места размещения огнетушителя не должно превышать 20 м — для общественных зданий и сооружений. (ППБ 01-03, п.14.)
На объекте должно быть определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения. Учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения следует вести в специальном журнале произвольной формы. (ППБ 01-03, п.15.)
Каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской. На него заводят паспорт по установленной форме. (ППБ 01-03, п.16.)
Огнетушители должны всегда содержаться в исправном состоянии, периодически осматриваться, проверяться и своевременно перезаряжаться. (ППБ 01-03, п.17.)
Огнетушители должны устанавливаться таким образом, чтобы был виден имеющийся на его корпусе текст инструкции по использованию. Конструкции и внешнее оформление тумб и шкафов для размещения огнетушителей должны позволять визуально определить тип установленных в них огнетушителей. (ППБ 101-89, п.3.8.)
Размещение первичных средств пожаротушения в коридорах, проходах не должно препятствовать безопасной эвакуации людей. Их следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 м. (ППБ 01-03, п.19.)
Асбестовое полотно, войлок (кошму) рекомендуется хранить в металлических футлярах с крышками, периодически (не реже одного раза в три месяца) просушивать и очищать от пыли. (ППБ 01-03, п.20.)
Требования пожарной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий.
Ответственными за обеспечение пожарной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий (вечеров, спектаклей, концертов, киносеансов, новогодних елок и т.п.) являются руководители детских учреждений. (ППБ 101-89, п.5.1.)
Перед началом культурно-массовых мероприятий руководитель детского учреждения должен тщательно проверить все помещения, эвакуационные пути и выходы на соответствие их требованиям пожарной безопасности, а также убедиться в наличии и исправном состоянии средств пожаротушения, связи и пожарной автоматики. Все выявленные недостатки должны быть устранены до начала культурно-массового мероприятия. (ППБ 101-89, п.5.2.)
На время проведения культурно-массовых мероприятий должно быть обеспечено дежурство работников детского учреждения и учащихся старших классов. (ППБ 101-89, п.5.3.)
Во время проведения культурно-массового мероприятия с детьми должен неотлучно находиться дежурный преподаватель, классные руководители или воспитатели. Эти лица должны быть проинструктированы о мерах пожарной безопасности и порядке эвакуации детей в случае возникновения пожара и обязаны обеспечить строгое соблюдение требований пожарной безопасности при проведении культурно-массового мероприятия. (ППБ 101-89, п.5.4.)
Этажи и помещения, где проводятся культурно-массовые мероприятия, должны иметь не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов. (ППБ 101-89, п.5.6.)
4.6. Ширина продольных и поперечных проходов в помещениях для проведения культурно-массовых мероприятий должна быть не менее одного метра, а проходов, ведущих к выходам, не менее ширины самих выходов. Все проходы и выходы должны располагаться так, чтобы не создавать встречных или пересекающихся потоков людей. Сокращать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах добавочные места запрещается. (ППБ 101-89, п.5.10.)
В помещениях для культурно-массовых мероприятий все кресла и стулья должны быть соединены в рядах между собой и прочно прикреплены к полу. В помещениях, используемых для танцевальных вечеров и детских игр, с количеством мест не более 200, крепление стульев к полу может не производиться. (ППБ 101-89, п.5.11.)
Эвакуационные выходы из помещений должны быть обозначены световыми указателями с надписью "Выход" белого цвета на зеленом фоне, подключенными к сети аварийного или эвакуационного освещения здания. При наличии людей в помещениях световые указатели должны быть во включенном состоянии. (ППБ 101-89, п.5.12.)
В помещениях, используемых для проведения культурно-массовых мероприятий, запрещается:
а) использовать ставни на окнах для затемнения помещений;
б) оклеивать стены и потолки обоями и бумагой;
в) применять предметы оформления помещений, декорации и сценическое оборудование, изготовленные из горючих синтетических материалов, искусственных тканей и волокон (пенопласта, поролона, поливинила и т.п.);
г) применять открытый огонь (факелы, свечи, канделябры, фейерверки, бенгальские огни и т.п.), использовать хлопушки, применять дуговые прожекторы, устраивать световые эффекты с применением химических и других веществ, могущих вызвать загорание;
д) устанавливать на дверях эвакуационных выходов замки и другие труднозакрывающиеся запоры; е) устанавливать на окнах глухие решетки. (ППБ 101-89, п.5.14.)
Полы помещений должны быть ровными, без порогов, ступеней, щелей и выбоин. При разности уровней смежных помещений в проходах должны устанавливаться пологие пандусы. (ППБ 101-89, п.5.15.)
Требования к эвакуационным выходам и путям эвакуации.
В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.
Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время.
Для обеспечения четкого, организованного движения людей при эвакуации и исключения паники для общественных зданий разрабатывают план эвакуации людей из здания на случай пожара. (ГОСТ 12.2.143-2002 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные».)
Для эвакуации используются все имеющиеся пути – лестницы и выходы. Для успешной эвакуации нужно, чтобы не создавались «пробки» на путях эвакуации. Для этого разрабатываются поэтажные планы эвакуации, которые 1 раз в 6 месяцев должны отрабатываться учащимися совместно с преподавателями. Одним из важнейших факторов успешной эвакуации является спокойная эвакуация (без паники, сутолоки).
Порядок действий в случае возникновения пожара (ППБ 101-89)
В случае возникновения пожара, действия работников детских учреждений и привлекаемых к тушению пожара лиц, в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их эвакуацию и спасение.
Каждый работник детского учреждения, обнаруживший пожар и его признаки (задымление, запах горения или тления различных материалов, повышение температуры и т.п.) обязан:
а) немедленно сообщить об этом по телефону в «Службу спасения» (при этом необходимо четко назвать адрес учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность и фамилию);
б) задействовать систему оповещения людей о пожаре, приступить самому и привлечь других лиц к эвакуации детей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации;
в) известить о пожаре руководителя детского учреждения или заменяющего его работника;
г) организовать встречу пожарных подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в учреждении средствами пожаротушения.
Руководитель детского учреждения или заменяющий его работник, прибывший к месту пожара, обязан:
а) проверить, сообщено ли в службу спасения о возникновении пожара;
б) осуществлять руководство эвакуацией людей и тушением пожара до прибытия пожарных подразделений. В случае угрозы для жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого все имеющиеся силы и средства;
в) организовать проверку наличия детей и работников, эвакуированных из здания, по имеющимся спискам и классным журналам;
г) выделить для встречи пожарных подразделений лицо, хорошо знающее расположение подъездных путей и водоисточников;
д) проверить включение в работу автоматической (стационарной) системы пожаротушения;
е) удалить из опасной зоны всех работников и других лиц, не занятых эвакуацией людей и ликвидацией пожара;
ж) при необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другие службы;
з) прекратить все работы, не связанные с мероприятиями по эвакуации людей и ликвидации пожара;
и) организовать отключение сетей электроснабжения, остановку систем вентиляции и кондиционирования воздуха и осуществление других мероприятий, способствующих предотвращению распространения пожара;
к) обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, воздействия токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током и т.п.;
л) организовать эвакуацию материальных ценностей из опасной зоны, определить места их складирования и обеспечить, при необходимости, их охрану;
м) информировать начальника пожарного подразделения о наличии людей в здании.
При проведении эвакуации и тушении пожара необходимо:
а) с учетом сложившейся обстановки определить наиболее безопасные эвакуационные пути и выходы, обеспечивающие возможность эвакуации людей в безопасную зону в кратчайший срок;
б) исключить условия, способствующие возникновению паники. С этой целью учителям, преподавателям, воспитателям, мастерам и другим работникам детского учреждения нельзя оставлять детей без присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации;
в) эвакуацию детей следует начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения. Детей младшего возраста и больных следует эвакуировать в первую очередь;
г) в зимнее время по усмотрению лиц, осуществляющих эвакуацию, дети старших возрастных групп могут предварительно одеться или взять теплую одежду с собой, а детей младшего возраста следует выводить или выносить, завернув в одеяла или другие теплые вещи;
д) тщательно проверить все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне детей, спрятавшихся под кроватями, партами, в шкафах или других местах;
е) выставить посты безопасности на входах в здание, чтобы исключить возможность возвращения детей и работников в здание, где возник пожар;
ж) при тушении следует стремиться в первую очередь обеспечить благоприятные условия для безопасной эвакуации людей;
з) воздержаться от открывания окон и дверей, а также от разбивания стекол во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения. Покидая помещения или здание, следует закрывать за собой все двери и окна.
Скачать:
1. Противопожарный режим в учебных заведениях — Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для доступа к этому контенту
2. Памятка и инструкция по пожарной безопасности руководителям образовательных учреждений — Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для доступа к этому контенту
3. Типовые инструкции о мерах пожарной безопасности — Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для доступа к этому контенту
4. Методические рекомендации по обеспечению пожарной безопасности в ГОУ — Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для доступа к этому контенту