Реагирование на сигнал о пожаре

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b92112

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» дает определение понятия «пожар». Это – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

В соответствии со ст. 22 указанного закона выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер – 01. При этом «тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров».

В этой связи на практике довольно часто возникает вопрос «Как следует воспринимать сигнал о срабатывании пожарной или охранно-пожарной сигнализации, поступивший на приемно-контрольный прибор или приемную станцию?» Этот вопрос возникает неспроста, ибо поступление на приемную станцию сигнала о срабатывании пожарной сигнализации не всегда обозначает, что на объекте возник пожар. Несмотря на постоянное совершенствование систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации, они во многих случаях в силу различных причин выдают ложную информацию о пожаре. При этом практика показывает, что ложных срабатываний сигнализации на много порядков больше, чем фактов, когда на объекте, где установлена пожарная или охранно-пожарная сигнализация, возник пожар. При срабатывании системы пожарной или охранно-пожарной сигнализации перед лицом, в чьи обязанности входит реагирование на полученный сигнал, неизменно встает традиционно российский вопрос «Что делать?»

Вариантов действий в такой ситуации три:
1) максимально быстро проследовать на объект (в помещение), где сработал датчик пожарной сигнализации, и визуальным осмотром убедиться в наличии или отсутствии пожара. При обнаружении пожара сообщить об этом по телефону «01» в пожарную охрану;
2) набрать по телефону «01» и сообщить о пожаре, умолчав о том, что источником информации является сигнал на приемной станции пожарной или охранно-пожарной сигнализации;
3) сообщить о срабатывании пожарной сигнализации по телефону «01».

К сожалению, Закон «О пожарной безопасности» никак не оговаривает алгоритм действий в подобной ситуации и ставит знака равенства между понятием «пожар» и понятием «сигнал о срабатывании пожарной сигнализации». С 1 мая 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Он на законодательном уровне дал определение ряду понятий, о которых шла речь выше.

Так, пожарная сигнализация – это совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты.

Приемно-контрольный пожарный прибор – это техническое средство, предназначенное для приема сигналов от пожарных извещателей, осуществления контроля целостности шлейфа пожарной сигнализации, световой индикации и звуковой сигнализации событий, формирования стартового импульса запуска прибора управления пожарного.

Техническое средство, предназначенное для формирования сигнала о пожаре, является пожарным извещателем.

Статья 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности устанавливает требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации. В частности, она предусматривает, что пожарная сигнализация должна «обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием.

Автоматические установки пожарной сигнализации должны обеспечивать информирование дежурного персонала об обнаружении неисправности линий связи и технических средств оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, управления системами противопожарной защиты, приборами управления установками пожаротушения.

Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения.

Пожарные приемно-контрольные приборы, как правило, должны устанавливаться в помещениях с круглосуточным пребыванием дежурного персонала. Допускается установка этих приборов в помещениях без персонала, ведущего круглосуточное дежурство, при обеспечении раздельной передачи извещений о пожаре и о неисправности в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений.

Определив набор технических требований к пожарной сигнализации, Технический регламент о требованиях пожарной безопасности не внес ясности в ситуацию с механизмом реагирования дежурного персонала на срабатывание пожарной сигнализации. Нет ясного ответа на этот вопрос и в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313. В п. 18 ППБ 01-03 отмечается, что работники организаций, а также граждане должны в случае обнаружения пожара сообщить о нем в подразделение пожарной охраны и принять возможные меры к спасению людей, имущества и ликвидации пожара.

Здесь возникает проблема, обозначенная выше: сигнал о срабатывании пожарного извещателя нельзя автоматически считать фактом пожара. Это может быть пожар, а может быть ложное срабатывание, которых, как показывает практика, происходит существенно больше. Пункт 15 ППБ 01-03 предусматривает, что в каждой организации распорядительным документом должен быть установлены действия работников при обнаружении пожара. Если трактовать требования этого пункта расширительно, то можно предположить, что распорядительным документом руководителя организации должны быть регламентированы действия должностного лица объекта, осуществляющего прием сигналов пожарной сигнализации и реагирующего на них. Это подтверждается п. 97 ППБ 01-03, который предусматривает, что «в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) должна быть вывешена инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) пожарной автоматики. Диспетчерский пункт (пожарный пост) должен быть обеспечен телефонной связью». То есть все в очередной раз, теперь уже на уровне руководителя объекта, сводится к решению задачи с тремя неизвестными. Руководитель приказом или другим распорядительным документом должен четко определить лицу, которое осуществляет прием сигнала пожарной сигнализации, алгоритм его действий при срабатывании пожарной сигнализации:
– либо максимально быстро проследовать на объект (в помещение), где сработал датчик пожарной сигнализации, и визуальным осмотром убедиться в наличии или отсутствии пожара. При обнаружении пожара сообщить об этом по телефону «01» в пожарную охрану;
– либо набрать по телефону «01» и сообщить о пожаре, умолчав о том, что источником информации является сигнал на приемной станции пожарной или охранно-пожарной сигнализации;
– либо сообщить о срабатывании пожарной сигнализации по телефону «01».

В большинстве случаев руководитель хозяйствующей структуры пытается найти правильный ответ, используя помощь организации, обслуживающей имеющуюся на объекте пожарную сигнализацию, или у закрепленного инспектора Госпожнадзора МЧС России. Однако и те и другие всячески пытаются избежать разъяснений и категоричных ответов. Почему? Наличие ложных срабатываний пожарной сигнализации – это, если не в полной мере, то в значительной части, показатель не очень хорошего обслуживания системы пожарной или охранно-пожарной сигнализации. В силу этого организация, обслуживающая пожарную сигнализацию, всячески уклоняется от установления четкого алгоритма действий лица, которое осуществляет прием сигналов пожарной сигнализации и реагирование на них. Инспектор Госпожнадзора понимает, что если со всех систем пожарной сигнализации при их срабатывании дежурный персонал будет звонить в пожарную охрану по телефону «01», то это спровоцирует массу ложных вызовов и выездов пожарных частей. Он тоже воздерживается от однозначных разъяснений по этому поводу. В такой ситуации руководитель хозяйствующей структуры попадает в сложное положение. Никто не хочет взять на себя ответственность и определить, как надо правильно реагировать на срабатывание пожарной сигнализации. Руководитель понимает, если он категорично пропишет в распорядительном документе необходимость при срабатывании пожарной сигнализации звонить в пожарную охрану по телефону «01», то он может вызвать «гнев» Госпожнадзора, если срабатывание будет ложным. Если предписать, чтобы в пожарную охрану звонили после визуальной проверки объекта (помещения), где сработала пожарная сигнализация, то тем самым тоже обречь себя на неприятности, если произойдет пожар.

Целый ряд объектов (помещений) может находиться на значительном удалении от места, где установлен приемно-контрольный прибор пожарной сигнализации. Многие помещения в ночное время и нерабочие дни закрыты для доступа посторонних лиц. Это лишает возможности дежурный персонал проверить помещения, где сработали датчики пожарной сигнализации. Такое положение осложняет ситуацию с принятием правильного и однозначного решения по реагированию на срабатывание пожарной сигнализации.

Итогом этого является наличие на объектах инструкций, приказов и других документов, в которых вместо конкретики написаны общие фразы. Вследствие размытости подходов и нечеткости формулировок в распорядительных документах охранники, сторожа, дежурные и многие другие лица, осуществляющие прием сигналов пожарной сигнализации и реагирование на нее, поступают на свой страх и риск. Или же становятся «крайними» и без вины виноватыми.

На практике каждый решает проблему по-своему. Кто-то звонит в пожарную охрану, кто-то идет выяснять причину срабатывания, кто-то пытается «поднять на ноги» руководителя или ответственного за пожарную безопасность. Как результат правовой нечеткости пожарная сигнализация во многих случаях не выполняет свое предназначение, хотя на ее проектирование, монтаж, техническое обслуживание расходуются значительные средства.

Сегодня на объектах различных отраслей экономики благодаря настойчивости и требовательности органов Госпожнадзора находятся в эксплуатации тысячи установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Но есть ли от этого адекватная польза? Не получается ли так, что громадные средства, потраченные на пожарную сигнализацию, из-за правовой неупорядоченности вопросов по реагированию на ее срабатывание оказываются выброшенными «на ветер»?

По мнению автора, должностным лицам Госпожнадзора МЧС России необходимо не только добиваться повсеместного внедрения систем пожарной автоматики на различных объектах хозяйствования, но и выработать четкий и понятный механизм реагирования на ее срабатывание. С этой целью необходимо внести коррективы и дополнения в законодательные и нормативные акты, регламентирующие вопросы пожарной безопасности. Инициатором этого должны быть не хозяйствующие структуры или организации, занимающиеся монтажом и обслуживанием систем пожарной сигнализации, а МЧС России как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение вопросов пожарной безопасности. Срабатывание пожарной сигнализации (без какого-либо словоблудия) следует признать равнозначным сообщению о пожаре. При получении такого сообщения должен следовать выезд подразделений пожарной охраны в безусловном порядке. Это – первое.

И второе. Должностное лицо Госпожнадзора как специалист пожарной охраны, обслуживающий конкретный объект, не должен быть только наблюдателем и контролером. Он, по мнению автора, должен координировать и помогать администрации объекта в решении вопросов пожарной безопасности. С этой целью он должен вместе с руководителем организации и структурой, осуществляющей обслуживание пожарной сигнализации, подписывать распорядительный документ, регламентирующий процедуру реагирования на срабатывание пожарной сигнализации. В случаях, если реагирование на срабатывание имеющейся на объекте пожарной сигнализации осуществляет охранная организация по договору (ведомственная охрана, ЧОО, вневедомственная охрана и т.д.), то такой распорядительный документ обязательно подписывается руководителем этой структуры. Такой подход позволит поднять персональную ответственность всех должностных лиц за обеспечение пожарной безопасности на конкретном объекте и будет реально способствовать тому, что пожарная сигнализация не будет бутафорией, на которую без пользы для дела потрачены большие финансовые и материальные средства. Возможны другие подходы и решения, но важно одно – не откладывать законодательное и нормативное регулирование проблемы срабатывания пожарной сигнализации в «долгий» ящик. Ибо проблема назрела и требует четкого решения.

А. Г. Елагин, доктор юридических наук
Журнал-каталог «Пожарная автоматика-2011»

Скачать:
Инструкция МЧС о порядке действий дежурного обслуживающего персонала при поступлении сигнала о пожаре — Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для доступа к этому контенту

Похожие статьи...