С 1 января 2011 года система госзакупок поменяется полностью. Бизнесмены могут потерять прибыль, чиновники – получить штрафы в десять зарплат.
С 1 января 2011 года вступают в силу новые правила организации и проведения аукционов на закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. По новым правилам все аукционы будут проводиться в электронной форме через Интернет. Аргументация реформаторов в пользу введения таких правил – борьба с коррупцией и увеличение прозрачности в сфере государственных и муниципальных закупок. Однако ни бизнес, ни чиновники не готовы перевести всю торговлю в Интернет.
До последнего времени одним из основных способов размещения заказов являлся открытый аукцион, на основе которого осуществлялись закупки наиболее значительной части товаров, работ, услуг, предназначенных для государственных и муниципальных нужд. Также в качестве одного из способов размещения заказа применялся открытый аукцион в электронной форме, процедура которого определялась статьей 41 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и миниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ).
В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон № 94-ФЗ, в обязательном порядке с 1 июля 2010 года для заказчиков Федерального уровня, а с 1 января 2011 года для Региональных и Муниципальных полностью отменяется «бумажный» открытый аукцион, на смену которого приходит открытый аукцион в электронной форме, порядок проведения которого регламентируется в настоящее время главой 3.1 Федерального закона № 94-ФЗ.
Когда правительство формулировало позиции этой реформы, оно говорило о необходимости повышения прозрачности системы закупок. Если государственные или муниципальные закупки производятся в бумажном виде, остается слишком много возможностей для коррупции и искусственного отбора угодных поставщиков. Перевод отношений в электронный формат сделает невозможным целый ряд злоупотреблений таких как, например, внесение изменений в документацию аукциона «постфактум» и пресекает возможности кулуарного сговора поставщика услуг и членов аукционной комиссии.
С 1 июля 2010 года электронная система уже действует для закупок на федеральном уровне, с 1 января 2011 года в нее должны будут встроиться муниципальные и региональные хозяйствующие субъекты. Проблема в том, что практики электронных торгов почти ни у кого нет. По оценкам экспертов, до 1 июля 2010 года не более 1% от общего объема закупок товаров, работ, услуг осуществлялось посредством открытых аукционов в электронной форме через Интернет, остальные закупки осуществлялись иными способами размещения заказов. Многие бизнесмены-поставщики и чиновники-заказчики пока ещё не научились формировать и размещать на электронных торговых площадках соответственно заявки на участие в аукционе и обязательную документацию для организации и проведения такого аукциона. Обучающие таким вопросам программы в регионах – редкость, и вступление в силу с 1 января 2011 года новых правил на региональном и муниципальном уровнях может неподготовленных к ним «ударить обухом по голове».
Систему закупок ждут и другие изменения – например, в одном лоте будет разрешена торговля лишь одним наименованием товара.
Для чиновников изменения означают увеличение рисков нарваться на серьезные штрафы за нарушения, допущенные при закупках. Только в конце 2009 года ФАС России возбудила около 4 тысяч дел в отношении чиновников, которые при проведении государственных и муниципальных закупок допустили различные нарушения. Общая сумма штрафов за три месяца составила более 42 миллионов рублей. Эта цифра вырастет, уверены эксперты, поскольку без подготовки и специального обучения практически невозможно должным образом подготовить и провести открытый аукцион в электронной форме.
Сейчас размер предусмотренных законом штрафов за нарушения в области государственных и муниципальных закупок доходит до 500 тысяч рублей – в десять с лишним раз больше средней зарплаты чиновника. По статистике, около 10% всех госзаказов размещаются с ошибками. Сегодня процесс госзакупок регулирует не только основной правовой источник – Федеральный закон № 94-ФЗ, но и еще несколько десятков подзаконных нормативных правовых актов. Разобраться во всех сложно, поэтому чиновники и страдают от взысканий.
У поставщиков – свои риски и сложности. Понятно, что неправильно сформированные заявки на участие в электронном аукционе будут означать отказ в допуске к участию в аукционе и, как следствие, потерянную прибыль. Предприниматели знают, что раньше некоторые участники аукционов могли договориться с недобросовестными чиновниками и донести недостающие или исправить неправильно оформленные документы немного позднее. На электронных аукционах такой возможности не будет: неверно сформировал свою заявку – потерял деньги.
Также следует отметить, что проведение электронных аукционов планируется на пяти электронных площадках. У каждой площадки – свои индивидуальные особенности, свои нюансы и чтобы разобраться во всем – нужно потратить немало времени.
В электронных госзакупках на один лот будут претендовать до 150 компаний-участников
Об этом сказал интервью «Русской службы новостей» начальник управления Федеральной антимонопольной службы России по контролю за размещением госзаказов Михаил Евраев.
По словам М.Евраева, чтобы принять участие в торгах, нужно получить электронную цифровую подпись, а затем пройти аккредитацию на любой из площадок, отобранных правительством РФ. Сегодня действуют 3 электронные площадки из 5-ти: московского правительства, Татарстана и Сбербанка. Позже заработают еще две: РТС и ММВБ.
«Никуда не надо ездить, просто вы сидите около Интернета, и можете принимать участие в 50 или 100 торгах», — отметил он. «То есть единое экономическое пространство будет создано в стране. Один портал с 1 января 2011 года на всю страну, где вся информация о госзакупках размещается. И всего 5 мест, где будут собираться все заказчики и предприниматели», — подчеркнул М.Евраев.
По его мнению, создание единого портала приведет к увеличению конкуренции среди предпринимателей: «Я думаю, что на одном лоте будет по 50, по 100, по 150 компаний-участников».
В стране государственного капитализма участие в государственных и муниципальных закупках – это один из самых верных способов обеспечить свой доход, доход своего предприятия. Указанные новые правила создают определенные проблемы, связанные с их применением, которые могут больно ударить по неподготовленным участникам и сыграть на руку тем, кто вовремя начал изучать систему электронных закупок. Сломаются ли старые коррупционные схемы, как задумывали авторы законопроекта, пока не знает никто.