Важной формой обучения охранников контрольно-пропускных пунктов и одновременно проверкой их знаний и навыков, полученных на занятиях по служебной подготовке и при выполнении служебных обязанностей, являются контрольные проверки. Данная статья имеет целью дать методические рекомендации по планированию, проведению и последующему анализу контрольных проверок охранников КПП и охранников постов с пропускными функциями.
Подготовка контрольной проверки
Контрольные проверки организуются службой безопасности предприятия совместно с руководством охранного предприятия.
К участию в проверке привлекаются лица, имеющие отношение к организации охраны (сотрудники службы безопасности, сотрудники охранного предприятия и т.п.).
К участию в проверке можно привлекать только лиц, имеющих отношение к обеспечению охраны объекта, т.е. работников ЧОП, сотрудников службы безопасности и ведомственной охраны.
Как исключение могут привлекаться сотрудники объекта по рекомендации службы безопасности после проведения с ними совместно с представителями ЧОП и службы безопасности соответствующего инструктажа. Оптимальное количество условных нарушителей для проведения контрольной проверки — 6-10 человек, в том числе 2-3 женщины.
Продолжительность контрольной проверки устанавливается с таким учетом, чтобы проверить 100% охранников постов с контрольно-пропускными функциями. Контрольные проверки продолжаются, как правило, от одного до трех месяцев, в зависимости от количества охранников и постов.
При подготовке к проведению контрольных проверок служба безопасности предприятия учитывает следующее:
- криминогенную обстановку в населенном пункте, районе, месте расположения предприятия;
- обстановку на предприятии, особенности в организации и осуществлении пропускного режима в предстоящем периоде;
- имеющиеся недостатки в организации охраны и выполнении служебных обязанностей контролерами КПП;
- укомплектованность охранного предприятия сотрудниками для выполнения обязанностей на КПП предприятия;
- качество подготовки в охранном предприятии сотрудников для выполнения служебных обязанностей на постах с контрольно-пропускными функциями;
- анализ предыдущих контрольных проверок и пропуска условных нарушителей на предприятие (с предприятия);
- состояние оборудования контрольно-пропускных пунктов и постов на предприятии.
Сценарии контрольных проверок должны быть максимально реальными. Разработка сценария контрольной проверки проводится с учетом конкретных ухищрений, применяемых для несанкционированного проникновения на объект (с объекта) граждан и транспортных средств, реальных фактов нарушений контрольно-пропускного режима, хищений, несанкционированного выноса (вывоза) материальных ценностей, продукции, документации и запрещенных к проносу на объект (с объекта) предметов.
История про жизнь
Гидролизный завод Краснодарского края. Делают стратегический продукт, без которого русскому человеку не выжить — спирт. Конец рабочего дня. Мужики перед выходом тяпают по дозе и быстро бегут к проходной, пока в голову и ноги не стукнуло. Более опытные готовятся к выносу по-другому.Мой местный коллега заливает спиртом плоскую 3-литровую флягу и засовывает за пояс под свитер. Мне интересно. Я знаю, так как видел сам, что на таких заводах на проходной очень даже тщательно ощупывают. Коллега берет метровую металлическую линейку, и мы направляемся к проходной, непринужденно разговаривая. Охранник, увидев нас издалека, встает в проем прохода, как заправский вратарь. Подходим. Охранник: — Это что у тебя в руке? — Линейка, — отвечает коллега. — С завода выносить что-либо категорически запрещается!– Да мне по работе чертеж дома надо нарисовать, — начинает атаку коллега, — это безобразие! — А у меня приказ! — переходит на крик охранник. Слово за слово, коллега сдается и отдает линейку охраннику, взяв с него честное слово, что тот ее не умыкнет и завтра утром отдаст.Охранник весь преисполнен чувством выполненного долга и, чуть ли не шаркая и кланяясь перед нами: — Ну, вы уж не обижайтесь, служба такая, — выпускает за проходную.
Перечень вариантов контрольных проверок не должен повторяться в течение года. Это достигается тщательным анализом инструкции о пропускном режиме и в соответствии с ней осуществляется подбор всех вариантов контрольных проверок. Максимальное количество проверок должно приходиться на часы массового прохода сотрудников предприятия.
Для проведения контрольной проверки разрабатывается специальный план, который включает следующую информацию:
- тема, цель, учебные вопросы;
- дата и время проверки;
- фамилии и инициалы лиц, привлекаемых к проверке;
- объекты проверки (КПП, посты);
- количество и виды пропусков, характер дефекта пропуска;
- дата и время проведения разбора результатов контрольной проверки.
План проведения контрольной проверки утверждается начальником службы безопасности предприятия и согласовывается с руководством охранного предприятия.
Подготовка дефектных пропусков, материальных средств, муляжей самодельных взрывных устройств должна проводиться в соответствии с темой проверки и включать элементы возможных ухищрений при проходе через КПП, выносе материальных ценностей и документов. Рекомендуется заблаговременная закладка дефектных пропусков в кабины, или подбор действующих пропусков сотрудниками службы безопасности, или бюро пропусков предприятия для имитации прохода по чужому пропуску.
Для отдельных сценариев можно и не создавать специальной материальной базы. При проведении контрольных проверок часто применяется попытка прохода по чужому пропуску. В ходе одной из контрольных проверок сотрудник-мужчина пытался пройти через КПП не просто по чужому пропуску, а по пропуску женщины-сотрудницы. К сожалению, как показывает практика, и по таким пропускам охранники пропускают на предприятие! У Вас такого быть не может? Проверьте!
При имитации незаконного выноса материальных ценностей можно рекомендовать их сокрытие на нарушителе, в выезжающем транспорте, различные подделки материальных пропусков, изменение количества вывозимого груза.
Проведение контрольных проверок
Контрольные проверки охранников КПП проводятся внезапно, а формы и методы их проведения носят разнообразный характер. В соответствии с перечнем вариантов, разработанных службой безопасности, контрольными проверками охватываются охранники всех постов с контрольно-пропускными функциями (КПП для пропуска сотрудников, автотранспортные и железнодорожные КПП, входы в здания, помещения).
При проведении контрольной проверки проверяющий должен обеспечить ее скрытность, не допускать послаблений, упрощений. Целесообразно спланировать проверку таким образом, чтобы условные нарушители одновременно предприняли попытку прохода через несколько постов. Не рекомендуется практика проверки одного охранника несколькими «нарушителями».
Для достижения динамики проверки необходимо заранее тщательно инструктировать лиц, участвующих в проверке. Если «нарушителю» удалось пройти через пост КПП, он должен без повторного получения задачи пытаться осуществить проход через намеченный пост в категорированное помещение, а в случае прохода и там идти на другой пост по охране категорированного помещения или на выход через КПП. При задержании «нарушителя» часовым последний по возможности не ставится в известность об идущей контрольной проверке. Проверяющему не рекомендуется подходить к охраннику для выяснения причин задержания. «Нарушитель» сопровождается в службу безопасности объекта или в караульное помещение установленным порядком, где по факту задержания должен быть составлен протокол.
Анализ инструкции о пропускном режиме позволяет выявить узкие места в организации пропускного режима.
Ниже приведен реализованный сценарий на предприятии N.
Режим работы предприятия — односменный рабочий день с 8.00 до 17.00 В пятницу сокращенный рабочий день до 16.00. К контрольной проверке привлекались: зам. генерального директора по безопасности, начальник производственного цеха, начальник охраны, водитель с автомобилем сторонней организации (водитель подобран совместно с начальником службы безопасности соседнего предприятия).
По сценарию, в пятницу в 18.30 на объект подъезжает грузовая машина. В инструкции о пропускном режиме записано, что на предприятие допускается автотранспорт по путевому листу и заявке руководителя подразделения, в чей адрес поступает груз, согласованной с зам. директора по безопасности. Формально все было соблюдено. У водителя был путевой лист, на КПП лежала заявка, подписанная зам. директора по безопасности и завизированная начальником охраны, но на предприятии уже никого не было, кроме дежурных электриков. Перед охранником и начальником смены встала дилемма — пропускать машину или нет? Если пропускать, то где ее ставить на выходные дни и кто будет отвечать за сохранность груза. Водитель отказывается ждать, по легенде, он привез груз из Москвы, груз дорогостоящий, и держать у себя в гараже машину с грузом он не намерен.
Начальник смены начал думать, что делать, кому звонить? Принимает решение звонить начальнику цеха. Начальник цеха отвечает: «Пропустите машину, пусть выходные постоит на предприятии, а в понедельник разгрузим». Вроде все правильно. Но особого успокоения от такого ответа у начальника смены не наступило. Решается позвонить начальнику охраны — ответ: «Свяжитесь с замом по безопасности, разрешит — пропускайте машину и оставляйте на выходные». Начальник смены звонит заму по безопасности на мобильный телефон — мобильный «вне зоны действия сети», домашний телефон не отвечает. Начальник смены снова звонит начальнику цеха: «Если зам по безопасности даст команду — машину пропущу, а так — нет». Начальник цеха резонно отвечает: «На каком основании вы не пропустите машину? Путевой лист есть? Есть! Подписанная заявка? Есть! В инструкции о пропускном режиме никаких других требований по пропуску автотранспорта сторонних организаций нет. Не пропустите — напишу докладную ген. директору о самоуправстве»…
Ситуация патовая. Начальник смены решается пропустить машину. Досмотреть груз не может, кузов опломбирован. Пропускает без досмотра. На следующее утро, суббота, смена меняется… и к 12 часам на КПП приходит водитель: «Хочу забрать свою машину, очень надо»…
После доклада руководству предприятия анализа результатов контрольной проверки и возможных последствий в случае реальности данных событий раздел инструкции о пропускном режиме в части допуска автотранспорта на предприятие был практически полностью переделан.
Одним из элементов контрольной проверки является проверка умения охранника распознать подделку пропуска. Наиболее распространенной формой подделки пропуска является замена фотографии, которая может быть полной или частичной. При полной замене снимается старая фотография, а на ее место приклеивается фотография другого лица. При этом может применяться подрисовка текста печати на фотографии. Иногда снимают с имевшейся на документе фотографии часть эмульсионного слоя с оттиском печати и затем наклеивают эту часть на другую фотографию. Частичная замена фотографии заключается в том, что фотография на документе разрезается по линии, отделяющей оттиск печати от фотографии, после чего часть фотографии с изображением удаляют, а на ее место наклеивают фотографию другого лица. На смонтированной таким образом фотографии имеется изображение предъявителя пропуска и оттиск печати на оставшейся части пропуска настоящего владельца.
Основную трудность для охранника на КПП в ходе проверки пропуска у сотрудника представляет процесс идентификации личности по фотографии, обусловленный рядом обстоятельств:
- весьма ограниченным промежутком времени проверки;
- наличием на КПП (посту) вместе с проверяемым других сотрудников, нередко двух встречных потоков;
- воздействием на охранника различных раздражителей (шума, движения транспорта и т.д.).
Охраннику на КПП, с учетом существующих норм, предоставляется на проверку пропуска 5-7 с. При проверке пропуска охранник поста с пропускными функциями выполняет ряд операций и устанавливает такие данные:
- принадлежность пропуска объекту (данному посту) и его подлинность;
- наличие всех элементов пропуска;
- личность проверяемого и принадлежность ему пропуска, сверяя лицо сотрудника с фотографией;
- наличие и подлинность печати, скрепляющей фотографию;
- наличие на пропуске шифров, установленных на посту;
- наличие и подлинность подписи лица, выдавшего пропуск;
- правильность заполнения на пропуске фамилии, имени и отчества.
Кроме того, проверяя временный пропуск без фотографии и разовый пропуск, охранник должен выполнить следующие действия:
- сличить фотографию на документе, удостоверяющем личность, с личностью предъявителя документа;
- проверить действительность документа, удостоверяющего личность, обращая внимание на срок действия документа и наличие печати, скрепляющей фотографию;
- сличить серию и номер документа с серией и номером, указанными в пропуске;
- сличить фамилию, имя и отчество, указанные в пропуске, с документом.
Подлинным признается такой пропуск, который выдан бюро пропусков, обладает установленными реквизитами и не содержит признаков подделки.
К реквизитам (элементам) пропуска относятся требования, предъявляемые к содержанию или форме пропуска, при несоблюдении которых он признается недействительным. В пропуске реквизитами обычно являются следующие:
- определенный бланк, отпечатанный полиграфическим способом на специальной бумаге, как правило, с защитной сеткой;
- оттиски печатей и шифров;
- подписи должностных лиц;
- фамилия, имя, отчество владельца пропуска;
- фотография установленного размера;
- срок действия пропуска.
Изучение и запоминание реквизитов пропуска, а следовательно, и проверка пропусков не представляют большой сложности, а внедрение на объекте автоматизированной системы контроля и управления доступом (СКУД), электронных пропусков практически исключает их подделку.
Данные контрольных проверок и опыт охраны различных объектов свидетельствуют о том, что в подавляющем большинстве даже сложные квалифицированные дефекты пропуска и допущенные при его оформлении ошибки легко распознаются охранниками. При проведении контрольной проверки необходимо изыскивать возможность нестандартного подхода.
Так, например, при контрольной проверке охранника КПП по пропуску сотрудников на одном из объектов была подготовлена и проведена проверка по следующему варианту: на КПП подошли два человека и принесли коробку из-под телевизора. При охраннике (нарочито громко и радостно) «нарушители» позвонили сотруднику объекта и сказали, что для него куплен телевизор. Через несколько минут вышел сотрудник и ему через турникет попытались передать коробку из-под телевизора (в которой находился муляж самодельного взрывного устройства). Охранник проявил бдительность и потребовал предоставить коробку для досмотра.
При имитации закладки самодельных взрывных устройств на КПП (вблизи КПП) необходимо, чтобы за действиями охранника постоянно велось наблюдение лицом, уполномоченным отдавать распоряжения охраннику. При реализации такого сценария контрольную проверку необходимо останавливать сразу после обнаружения подозрительного предмета.
При проведении одной из контрольных проверок охранник, растерявшись при виде «тикающей» коробки, сразу же с поста позвонил дежурному по РУВД и в местный отдел УФСБ…
Отработку практических действий охранника и начальника смены при обнаружении подозрительного предмета следует проводить методом тренировки.
Анекдот в тему
Идет прапорщик через КПП. Везет тачку с мусором. Дежурный его спрашивает:
— Что украл?
— Да ничего я не украл, иду мусор выбрасывать.
— Не может такого быть! Признавайся, что украл?
— Да мусор выношу! Ничего не украл!
— Давай, показывай мусор.
Прапор вываливает перед ним кучу мусора. Дежурный смотрел-смотрел…
— Правда, мусор.
Запихнув все назад, прапорщик повез тачку дальше:
— Что украл, что украл… Тачку украл!
Таким образом, при планировании и проведении контрольных проверок необходимо охватывать все виды КПП. Контрольная проверка должна показать реальную подготовленность всех охранников на КПП.
При проверке охранников на автотранспортных КПП необходимо практиковать такие действия:
- провоз на объект (с объекта) запрещенных предметов;
- проезд по поддельным документам;
- оформление материальных пропусков с дефектами;
- случаи, когда наименование и количество вывозимых материальных средств не соответствуют указанным в материальном пропуске.
Для имитации хищений, несанкционированного вывоза (выноса) материальных ценностей не требуется что-либо изобретать. Достаточно проанализировать имевшиеся факты хищений (попыток хищения) на предприятии.
При проведении одной из контрольных проверок в автомобиль были загружены несколько пустых ящиков со специальной маркировкой, которая указывала, что в ящиках явно находится груз, не указанный в материальном пропуске.
Анализ контрольных проверок показывает, что железнодорожные КПП и проезды практически не подвергаются проверкам. Поэтому при контрольной проверке досмотровых групп и охранников железнодорожных КПП следует практиковать проверки с применением следующих нарушений:
- провоз на объект (с объекта) запрещенных предметов;
- отсутствие права допуска на объект бригады поезда, подделку документов и пропусков;
- осуществлять контроль над соблюдением досмотровой группой установленного порядка, правил досмотра и соблюдения мер безопасности.
При контрольных проверках охранников на КПП целесообразно применять следующие виды дефектов пропусков:
ПОСТОЯННЫЙ ПРОПУСК
- несоответствие подписи лица, выдавшего пропуск;
- пропуск не действует на данном объекте;
- пропуск принадлежит другому лицу;
- подрезана печать, фотография заменена, проведено травление фамилии, имени, отчества и поверх сделана новая запись.
РАЗОВЫЙ ПРОПУСК
- на пропуске изменена печать;
- фамилия, имя или отчество на пропуске не соответствуют предъявленным документам;
- несоответствие подписи лица, выдавшего пропуск.
МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПРОПУСК
- изменена дата;
- наименование и количество мест не соответствует указанным в пропуске.
ВРЕМЕННЫЙ ПРОПУСК С ФОТОГРАФИЕЙ
- пропуск не действует на данном объекте и на данном посту;
- фотография на пропуске не соответствует личности предъявителя документа;
- несоответствие подписи лица, выдавшего пропуск;
- печать и шифр, проставленные на пропуске, не соответствуют подлинным;
- истек срок действия пропуска, или подделана дата продления срока действия.
ВРЕМЕННЫЙ ПРОПУСК БЕЗ ФОТОГРАФИИ
- пропуск не действует на данном объекте и на данном посту;
- несоответствие подписи лица, выдавшего пропуск;
- на пропуске изменена печать;
- фамилия, имя или отчество на пропуске не соответствуют предъявленным документам;
- истек срок действия пропуска, или подделана дата продления срока действия.
По окончании проверки рекомендуется заполнить формализованный бланк (рис. 1).
Рис. 1. Формализованный бланк
Крайне нежелательно проводить разбор с дежурной сменой и доводить предварительные итоги проверки до представителей ЧОП и служб режима объекта.
По результатам контрольной проверки определяется коэффициент пропуска условных нарушителей, который вычисляется по формуле:
K = S / P x 100%
где K — коэффициент пропуска условных нарушителей; S — количество проходов нарушителей через посты; P — количество охранников, подвергнутых проверке.
Анализ результатов контрольной проверки
Итоги контрольных проверок проводятся в дни профессиональной подготовки с приглашением начальника бюро пропусков, представителей службы безопасности предприятия.
К этому времени целесообразно подготовить увеличенные фотографии поддельных и действующих пропусков, образцы использованных при проверке печатей, подписей, муляжей взрывных устройств, видеозаписи отдельных этапов проверки и необходимое техническое обеспечение (проектор, оверхед и т.п.).
В ходе подведения итогов обсуждается следующее:
- напоминается тема, цели, учебные вопросы проверки, определяется качество их отработки;
- проводится разбор действий охранников;
- раскрываются примененные ухищрения, разъясняются признаки их распознавания;
- определяются причины допущенных недостатков;
- вырабатываются основные направления и мероприятия по совершенствованию надежности охраны.
Необходимо помнить, что подведение итогов должно носить учебно-методическую и воспитательную направленность. Категорически запрещается делать «разносы», грубить подчиненным, по отдельным недостаткам делать выводы по дежурной смене. Тактичность, внимательность, педагогическое мастерство, забота о людях — главные критерии в оценке действий всех категорий обучаемых. В ходе подведения итогов целесообразно отметить лучших должностных лиц ЧОП, охранников КПП и поощрить достойных.
Руководству службы безопасности и охранного предприятия (подразделения) необходимо обобщать и анализировать данные контрольных проверок. На основе анализа проведенных контрольных проверок разрабатываются предложения по повышению надежности охраны, улучшению пропускного режима и повышению качества выполнения обязанностей охранниками на КПП.
Для определения качества выполнения обязанностей охранниками на КПП необходимо учитывать не только процент пропуска условных нарушителей, но и количество ошибочных задержаний. Данный элемент, к сожалению, пока учитывается крайне редко. Вместе с тем, качество подготовки охранников может быть оценено только при анализе ошибочных пропусков и ошибочных задержаний условных нарушителей.
Результаты контрольных проверок следует использовать как материал для проведения занятий и инструктажей.
Юрий Тарасов, независимый эксперт