23 июня 2011 г. Правительством РФ принято Постановление № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности». Изменен ряд требований к осуществлению охранной деятельности принятым Постановлением. Некоторые положения уточнены и детализированы, в связи с чем, анализ содержания Постановления представляет интерес, с точки зрения его практического применения.
С принятием указанного Постановления утратило силу Постановление Правительства РФ от 14 августа 2002 г. N 600 «Об утверждении Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и Положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности».
Новым Постановлением утверждены:
1. Положение о лицензировании частной охранной деятельности;
2. Правила ведения реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности и предоставления сведений из него;
3. Правила уведомления частной охранной организацией органов внутренних дел о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников);
4. Перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию.
1. Положение о лицензировании частной охранной деятельности реализует требования ст. 11.2. Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» в части определения Правительством РФ порядка лицензирования частной охранной деятельности, а также перечня лицензионных требований и условий по каждому виду охранных услуг.
Так, для получения лицензии на оказание услуг по защите жизни и здоровья граждан, а также по охране объектов и имущества (в том числе при его транспортировке) необходимо:
выполнение требований к уставному капиталу, составу участников (учредителей), руководителю и охранникам, установленных Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»;
при наличии в ЧОО специальных средств и (или) оружия соблюдение лицензиатом правил оборота оружия и специальных средств, установленных законодательством РФ;
наличие на объектах охраны должностной инструкции о действиях работников при оказании охранных услуг соответствующего вида, утвержденной лицензиатом.
Эти условия являются так же необходимыми (общими) и для получения лицензий и по другим видам услуг.
Для получения лицензии на осуществление охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию дополнительно к вышеизложенным требованиям необходимо:
наличие в ЧОО дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы;
наличие в штате ЧОО специалиста по обслуживанию технических средств охраны;
наличие транспортных средств;
наличие у работников, осуществляющих охранные функции по принятию мер реагирования на сигнальную информацию, связи с дежурным подразделением охранной организации и дежурной частью ОВД;
использование охранниками мобильных групп специальных средств пассивной защиты (жилеты и шлемы защитные).
При осуществлении услуг по консультированию и подготовке рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств дополнительно к общим лицензионным требованиям и условиям, необходимо наличие в штате ЧОО работника, на которого возложены трудовые обязанности по консультированию и подготовке рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств и который имеет высшее профессиональное образование.
К сожалению, в данном случае не раскрывается, какое образование является профессиональным для проведения такого рода консультаций.
При осуществлении услуг по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий дополнительно к общим лицензионным требованиям и условиям, необходимо:
наличие должностной инструкции о действиях работников при обеспечении порядка в местах проведения массовых мероприятий, с которой ознакомлены охранники, непосредственно выполняющие этот вид услуг;
наличие у охранников, связи с дежурным подразделением ЧОО и дежурной частью ОВД.
Лицензионным требованием и условием при осуществлении обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов дополнительно к общим лицензионным требованиям и условиям, является наличие должностной инструкции о действиях работников по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на каждом объекте охраны.
В Положении указаны перечни документов необходимых для представления с заявлением в лицензирующий орган. Установлен срок рассмотрения лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии – не более 40 дней.
2. Правила ведения реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности и предоставления сведений из него устанавливают структуру реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности, порядок его ведения и получения из него информации.
В реестре указываются:
-
1.наименование лицензирующего органа;
2.полное наименование, организационно-правовая форма и место нахождения охранного предприятия, ОКПО, ИНН;
3.сведения об учредителях;
4.дата принятия решения о предоставлении лицензии, ее номер и срок действия;
5.виды предоставляемых охранных услуг;
6.сведения о регистрации лицензии в реестре;
7.сведения о выдаче или переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии;
8.основание и срок приостановления и возобновления действия лицензии;
9.основание и дата аннулирования лицензии.
Информация, содержащаяся в реестре, является открытой для ознакомления с ней и предоставляется всем желающим в течение трех дней с момента подачи заявления, за плату. Государственные органы получают информацию бесплатно.
Появление нового информационного ресурса, каким является реестр лицензий, и возможность официального открытого получения информации из него следует признать полезным, в качестве инструмента установления прозрачных бизнес связей, а также способа проверки гражданами и организациями законности ограничения их прав охранными организациями.
3. Правила уведомления частной охранной организацией органов внутренних дел о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников). Правила устанавливают обязанность охранной организации по уведомлению ОВД о начале и окончании оказания охранных услуг. Уведомлять необходимо, как и прежде, орган внутренних дел, выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности, а также орган внутренних дел по месту охраны имущества (расположения объекта охраны). Установлены сроки, в течение которых охранная организация обязана сделать уведомление (требования ст. 11 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»):
1. Незамедлительно после подписания договора на оказание услуг, связанных с охраной имущества при его транспортировке, до начала фактического оказания таких услуг в любой форме.
2. Не менее чем за 12 часов до начала осуществления оказания услуг:
в виде вооруженной охраны объектов или имущества, за исключением охраны объектов путем принятия мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны;
по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий;
по охране объектов, имеющих особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения;
связанных с охраной имущества или предметов, ограниченных в обороте;
3. В течение 5 дней с начала оказания охранных услуг:
по охране имущества и (или) объектов, за исключением объектов, имеющих особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения;
по защите жизни и здоровья граждан;
по осуществлению пропускного и внутриобъектового режимов на объектах;
по охране объектов и (или) имущества путем принятия соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны.
Об окончании оказания охранных услуг частная охранная организация обязана в 5-дневный срок письменно уведомить ОВД.
В случае изменения состава участников или смене руководителя охранная организация не позднее чем через 15 дней со дня внесения изменений в ЕГРЮЛ обязана в письменной форме уведомить ОВД, выдавший лицензию.
4. Перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию.
Установлены следующие технические средства:
1. Средства аудио- и видеонаблюдения
2. Технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации
3. Средства инженерно-технической защиты и контроля доступа
4.Технические средства обнаружения предметов и веществ, ограниченных в обороте
5.Технические средства мониторинга и навигации подвижных и стационарных объектов
Данный перечень установлен в соответствии с требованиями ст. 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».
По поводу общности описания и достаточно широких рамок регламентации, без какой либо конкретизации, установленных средств остается только недоумевать. Так как, например, Перечень видов специальных средств и Перечень видов вооружения охранников, Утвержденные Постановлением N 587 Правительства РФ, являются более конкретизированными и содержат конкретные требования к спецсредствам и оружию. При этом конкретизировать характеристики технических средств охраны, представляется полезным, с точки зрения предотвращения конфликтов, на почве нарушения конституционных прав граждан, могущих возникать в результате предполагаемого распространенного толкования перечня охранными организациями.
Принятое Постановление детализирует положения Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» в части введения, ранее не урегулированных на уровне Правительства РФ, но указанных в Законе правил, что делает более понятным и предсказуемым его применение на практике. С этой точки зрения появление указанного Постановления следует признать необходимым и своевременным.
Скачать:
Постановление Правительства РФ от 23 июня 2011 г. N 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» — Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для доступа к этому контенту