Технический регламент о требованиях ПБ

12 июля 2012 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации No117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в соответствии с которым были ужесточены требования к обеспечению пожарной безопасности социально значимых объектов.

В материале представлен ряд ключевых изменений Федерального законодательства в области:

    1. Пожарного мониторинга
    2. Живучести систем противопожарной защиты
    3. Персонального оповещения отдельных групп граждан

Новая редакция нормативного документа уточняет также положения основного закона AP-123 от 22 июля 2008 года в области классификации пожарной безопасности и применения напольных покрытий.
Вот некоторые поправки, которые сильно влияют на область применения напольных покрытий:

Претерпели изменения требования к свойствам пожарной опасности для напольных покрытий.
Больше не требуется тестировать напольные покрытия на показатель «Горючесть».
Требования к напольным покрытиям в зависимости от области применения теперь не распространяются на спортивные и танцевальные залы.
Отменены требования к покрытиям для помещений, где проводятся физиотерапевтические процедуры, для кабинетов диагностики, а также для процедурных кабинетов в поликлиниках.
Напольные покрытия, замена которых происходит в рамках капитального ремонта и/или реконструкции объекта, теперь должны соответствовать требованиям ФЗ-123.

В заключительной части приведены нормативные документы и пример технического решения по вопросу оповещения населения о ЧС. Материал формально не относится к федеральному законодательству в области пожарной безопасности, однако невозможно отрицать его тесную взаимосвязь с темой мониторинга состояния объектов защиты.

1. ПОЖАРНЫЙ МОНИТОРИНГ

1.1 Актуальность

В 2007-2009 годах в России произошел ряд пожаров на объектах социального назначения с массовой гибелью людей, в том числе отнесенных к маломобильным группам населения. Анализ этих событий показал, что основными причинами таких тяжелых последствий явилась неспособность имеющихся систем обнаружения пожара передавать сигналы о возгорании непосредственно в пожарные подразделения, что приводило к задержке вызова экстренных сил до 30-40 минут.

В то же время, большинство существовавших на тот момент решений по мониторингу состояния объектов и оповещения населения не удовлетворяли требованиям по надежности и живучести. В них использовались «общедоступные» каналы связи (телефон, GSM, Интернет и т.д.), cущественные недостатки которых были общеизвестны:

    • «Новый Год»: во время проведения массовых праздников невозможно или очень трудно использовать каналы GSM связи;
    • «Перегруз»: в случае паники в городе, когда жители пытаются дозвониться друг другу, пользоваться мобильным или проводным телефоном невозможно;
    • «Теракт»: одним из наиболее действенных средств, которое применяется всеми спецслужбами мира при ликвидации последствий террористического акта, является отключение мобильной cвязи в городе.

Руководством страны (поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 12.03.2009 No ПР-567 и от 03.11.2009 No ПР-302) министерству было поручено в кратчайший срок решить эту организационно-техническую задачу.

1.2 Перечень объектов, подлежащий оборудованию системами пожарного радиомониторинга

Сегодня Федеральный закон No 123-ФЗ, а также перечисленные ниже нормативные документы, определяют, что для:

    • детских дошкольных образовательных учреждений,
    • специализированных домов престарелых и инвалидов,
    • больниц,
    • спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа,
    • общеобразовательных учреждений,
    • образовательных учреждений дополнительного образования детей,
    • образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования,
    • объектов, на которых отсутствует персонал, ведущий круглосуточное дежурство передача извещения о пожаре в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы, является обязательным к исполнению требованием.

Положения нормативных документов:

1. Федеральный закон No 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»:

    Статья 83. Требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации «Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 — с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации».

2. Своды Правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (введены приказом МЧС РФ No274):

    «14.4 … На объектах класса функциональной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы…»

    При отсутствии на объекте персонала, ведущего круглосуточное дежурство, извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме…»

3. Строительные нормы и правила СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения»:

    «3.16. … Здания дошкольных образовательных учреждений, школ, домовинтернатов для инвалидов и престарелых, домов для детей-инвалидов должны быть оборудованы каналом передачи информации автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть…»

Под указанные объекты попадают следующие категории:

    Ф1.1 — здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений;

    Ф1.2 — гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;

    Ф4.1 — здания общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;

    Ф4.2 — здания образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

1.3 Перечень мониторинговых систем, принятых на снабжение в системе МЧС

Программно-аппаратный комплекс «Стрелец-Мониторинг» разработан МЧС России совместно с отечественными производителями и принят на снабжение приказом МЧС России от 28.12.2009. No 743. Комплекс осуществляет:

    1. Автоматический вызов профессионалов по всем каналам связи за 1 мин при пожарах, техногенных авариях и стихийных бедствиях.

    2. Оперативное оповещение населения о чрезвычайных ситуациях по специализированному радиоканалу:

      — каждого объекта (громкоговорители);
      — каждого пациента (вибробраслеты);
      — каждой квартиры (домофоны).

    3. Обнаружение пожарных и спасателей, попавших в экстремальную ситуацию.

Комплекс работает по всем каналам связи (GSM, Интернет, телефон, радиоканал). Однако, согласно нормам Минсвязи РФ каналы связи общего пользования (GSM, Интернет, телефон) допускают до 5 % несостоявшихся вызовов из-за технических неисправностей или перегрузки сети связи.

В соответствии с «Концепцией построения комплексной радиоканальной системы адресного мониторинга безопасности объектов», утвержденной МЧС России в 2008г., использование каналов общего пользования по вышеуказанной причине допускается только на территориях сельских поселений, имеющих низкую плотность объектов защиты.

Министерством обороны РФ выделена Министерству по чрезвычайным ситуациям РФ для радиосистемы «Стрелец-Мониторинг» отдельная полоса радиочастот на всей территории России. К ПАК «Стрелец-Мониторинг» могут подключаться все типы пожарной сигнализации, cмонтированной на объектах защиты.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕКТОВЫМ СИСТЕМАМ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ

2.1 Живучесть систем противопожарной защиты

Федеральным законом от 22 июля 2008г. No 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлены жесткие технические требования к объектовым системам противопожарной защиты. Одно из нововведенных требований относится к «живучести» кабельных систем.

    1. Статья 82. Требования пожарной безопасности к электроустановкам зданий,
    сооружений и строений:

    «Кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону».

    2. Статья 103. Требования к автоматическим установкам пожарной сигнализации «Линии связи между техническими средствами автоматических установок пожарной сигнализации должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону».

В обновленной редакции Технического регламента предъявленытребования именно к кабельным линиям и электропроводке, а не к отдельным кабелям и проводам (как это было в первой редакции ФЗ-123).

    1. ГОСТ Р 53316–2009:
    «Кабельная линия: Линия, предназначенная для передачи электроэнергии, отдельных ее импульсов или оптических сигналов и состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей с соединительными, стопорными и конечными муфтами (уплотнениями) и крепежными деталями проложенная, согласно требованиям технической документации в коробах, гибких трубах, на лотках, роликах, тросах, изоляторах, свободным подвешиванием, а также непосредственно по поверхности стен и потолков и в пустотах строительных конструкций или другим способом».

    2. Правила устройства электроустановок (ПУЭ) определяют термин «Электропроводка»:
    «2.1.2. Электропроводкой называется совокупность проводов и кабелей с относящимися к ним креплениями, поддерживающими защитными конструкциями и деталями, установленными в соответствии с настоящими Правилами».

Применение кабелей исполнения нг-FRLS или нг-FRHF не является достаточным условием для выполнения требований Технического регламента.
Необходимо применять сертифицированное огнестойкое решение, которое помимо сертифицированного кабельного изделия включает в себя всю соединительную арматуру, конкретный способ прокладки (в коробе, трубе и т.д.) и способ крепления к стене и потолку.

2.2 Электромагнитная устойчивость систем противопожарной защиты

Особое внимание следует обратить и на требования электромагнитной совместимости.

    Статья 103 «Требования к автоматическим установкам пожарной сигнализации»:
    «Технические средства автоматических установок пожарной сигнализации должны быть устойчивы к воздействию электромагнитных помех с предельно допустимыми значениями уровня, характерного для защищаемого объекта…»

Для большинства защищаемых объектов требуется 3-я степень жесткости устойчивости к электромагнитным помехам, а для объектов тяжелой промышленности – 4-ая.

Примерами степени жесткости 3 (по устойчивости к магнитному полю промышленной частоты) могут служить коммерческие зоны, центры управления, зоны предприятий, не относящихся к тяжелой промышленности, компьютерные залы высоковольтных электрических подстанций.

Примерами 4-й степени жесткости могут служить зоны предприятий тяжелой промышленности и электростанций, залы управления высоковольтных электрических подстанций. Это уже специальное оборудование, экранированные кабели в трубах, защитные контуры и т.п.

Игнорирование же требований электромагнитной совместимости на практике выливается в широко распространенные «ложные тревоги». Подавляющее большинство российского оборудования соответствует только 2-й степени жесткости.

2.3 Реализация требований ФЗ при применении беспроводных систем противопожарной защиты

Одним из возможных вариантов реализации требований Технического регламента по живучести и электромагнитной устойчивости является использование профессиональных беспроводных адресно-аналоговых систем пожарной сигнализации с двухсторонним протоколом обмена.

    1. ГОСТ-Р 53325 «Техника пожарная. Технические средства Пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний «Пункт 3.34: линия связи: Провода, кабели, оптическое волокно, радиоканал или другие средства передачи сигналов, обеспечивающие взаимодействие и обмен информацией между компонентами системы пожарной сигнализации».

    «Пункт 7.1.13: ППКП и ППУ, а также иные технические средства противопожарной защиты, взаимосвязь с которыми осуществляется по радиоканальным линиям связи, должны быть адресными и обеспечивать между собой двухсторонний обмен данными. Достоверность передачи информации по радиоканальным линиям связи должна быть обеспечена техническими решениями, определяемыми производителями систем. В качестве данных технических решений могут быть предусмотрены возможности перехода на резервные частотные каналы, использование специальных протоколов обмена и иные способы повышения достоверности и надежности системы связи. При отсутствии связи с любым компонентом радиоканальной системы в течение определенного времени, но не более 300 с ППКП и/или ППУ должны индицировать информацию о возникшей неисправности».

    2. СП 5.13130.2009 Свод правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»
    «Пункт 13.15.1: В качестве шлейфов пожарной сигнализации и соединительных линий связи могут применяться как проводные, так и непроводные каналы связи».

    3. СП 3.13130.2009 Свод правил «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»
    «Пункт 2.6: соединительные линии: Проводные и непроводные линии связи, обеспечивающие соединение между средствами пожарной автоматики».

    4. «Пункт 3.4: … Радиоканальные соединительные линии, а также соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением должны быть обеспечены, кроме того, системой автоматического контроля их работоспособности».

3. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА ОПОВЕЩЕНИЯ

Федеральным законом No117-ФЗ от 10.07.2012 г., который внёс изменения в Технический регламент, определены новые требования пожарной безопасности к системам оповещения социальных объектов:

    Статья 84. Требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях
    «12. Здания медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения должны быть дополнительно оборудованы (оснащены) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения.
    Такие системы (средства) оповещения должны обеспечивать информирование дежурного персонала о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым».

Стоит обратить внимание, что Технический регламент определяет конкретные функции этих устройств. Это не только различные типы оповещения (световое, звуковое и вибрационное), но и требование по подтверждению получения сигнала оповещения каждым оповещаемым.

ВЫВОДЫ

1. Оснащение системами пожарного мониторинга является обязательным для социальных объектов.
2. Существует определенный перечень мониторинговых систем, принятых на снабжение в системе МЧС России.
3. Ужесточились требования к живучести и электромагнитной устойчивости объектовых систем противопожарной защиты.
4. Появилось новое требование по дополнительному оснащению зданий медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении персональными устройствами оповещения о пожаре.

ОПОВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ или ЛОКАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ (ЛСО)

1. Определение

Системы «дальнего» оповещения предназначены для заблаговременного оповещения о ЧС персонала потенциально опасного объекта и населения, проживающего на прилегающей территории. Размер зоны оповещения («от забора») зависит от типа объекта, например:

    • для химически-опасного объекта зона равна 2,5 км,
    • для радиационно-опасного объекта – 5 км,
    • для гидротехнического сооружения – 6 км.

2. Перечень объектов, прилегающие территории которых подлежат оборудованию локальными системами оповещения (ЛСО):

    • объекты нефтяной и химической промышленности,
    • очистные сооружения,
    • хладокомбинаты,
    • гидро- и теплоэлектростанции, и т.д.,

т.е. объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества и другие объекты, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.

Требования к организациям по созданию и содержанию локальных систем оповещения заложены в федеральных законах «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О гражданской обороне» и «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

3. Контроль и ответственность:

Контроль за проектированием, строительством и содержанием систем оповещения населения в пределах своей компетенции осуществляют:

    • Министерство регионального развития Российской Федерации;
    • Органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного строительного надзора;
    • Саморегулируемые организации;
    • МЧС РФ.

В соответствии с положениями Административного Кодекса РФ за ненадлежащее содержание систем оповещения населения предусматривается ответственность вплоть до уголовной.

Скачать:

1. Новый текст технического регламента — Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для доступа к этому контенту
2. Обзор изменений ФЗ-123 — Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для доступа к этому контенту
3. Разъяснения МЧС положений 123-ФЗ — Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для доступа к этому контенту
4. Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ-123 — Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для доступа к этому контенту

Вся нормативно-техническая документация в полном объеме находится здесь.

Похожие статьи...