Применение силы частной охраной при задержании

Применение силы частной охраной
Михаил САВЕЛИЙ, доцент кафедры Академии Управления МВД России

Каждый день охранник, выполняя свои функциональные обязанности, оказывается перед опасностью, поэтому он наделён правами правоприменительной деятельности. Правоприменительная деятельность может осуществляться как с применением силы, так и ненасильственными способами без применения силы.

Охранник осуществляет правоприменительную деятельность для отражения нападения и задержания правонарушителя. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с задержанием правонарушителя, как с применением силы, так и с помощью мер принуждения, не связанных с ненасильственными способами.

Применение силы в правоприменительной деятельности имеет большое значение при определении законности мер принуждения. Суды при принятии решения о правомерности применения мер принуждения учитывают необходимость в определенных ситуациях применения силы. Характерным примером этому может служить ненужное применение наручников. Так, иногда при задержании, когда правонарушитель не оказывает никакого сопротивления, не пытается убежать, отсутствуют обстоятельства, при которых следовало бы применять наручники, на всякий случай к правонарушителю их применяют. В данном случае — налицо превышение мер, необходимых для задержания правонарушителя, хотя основания для задержания лица имелись, но применение силы, то есть наручников, явилось неправомерными действиями.

Право на задержание указано в статье 12 Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон). Там указано, что лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемую собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения, и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (милицию). В статье, хотя и не указано, за какое правонарушение задерживается правонарушитель — преступление или административное правонарушение, на наш взгляд, это распространяется на оба вида правонарушений.

Однако здесь следует подчеркнуть, что в соответствии с указанной статьей охранник имеет ограничения на применение силы. Статьёй 12 Закона охранникам, предоставлено право задерживать лиц, совершивших противоправные посягательства только на охраняемую собственность и только на месте правонарушения для незамедлительной передачи в органы внутренних дел (милицию). А как быть в тех случаях, когда правонарушитель совершил, например, хулиганство на охраняемом объекте или другое правонарушение, не связанное с собственностью? Рассматривая данное изложение статьи, следует заметить, что охраннику дается право задерживать не только тех лиц, которые посягали на охраняемую собственность.

Здесь необходимо подчеркнуть, что по этому вопросу в законодательстве имеется дыра. Она заключается в том, что в «Российской газете» опубликовано содержание статьи, изложенное выше, то есть в узком смысле, а что касается «Системы», тоже официального органа, то там излагается ст. 12 Закона широко, то есть она касается всех совершенных правонарушений. Считаем, правильным комментировать данную статью следует на основании содержания изложенного в «Системе», то есть в широком смысле.

Что же касается действий применения наручников, то эти действия регламентируются ст. 17 Закона и Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности». Там указано, что специальные средства применяются в ситуациях, когда это применение неизбежно. При этом частный охранник обязан проявлять сдержанность, действовать исходя из складывающейся обстановки и той цели, которая должна быть достигнута, сводя к минимуму возможность причинения ущерба и нанесения телесных повреждений.

Не требуется применение силы при задержании в случае, когда между охранником и правонарушителем происходит только устный диалог. Например, совет правонарушителю не сопротивляться, вынуть руки из кармана, поднять руки вверх, начать движение по приказу без сопротивления и намерения убежать и т.д. правонарушитель выполняет. В данном случае нет необходимости в применении силы (физической силы, специальных средств и т.п.).

Речь идет только о применении меры принуждения задержания. Что же касается применения силы, то это можно считать следующей мерой принуждения, которая применяется только в случаях, при которых правонарушитель не выполняет законных требований охранника, связанных с превентивными мерами.

Применение силы — это усилие требований охранника заставить правонарушителя прекратить противоправные действия.

Употребление термина «применение силы» связано с тем, что при рассмотрении ситуации и, особенно при принятии решения на применение силы, необходимо учитывать не только принуждение, связанное с задержанием. Само задержание это тоже применение силы на месте совершения правонарушения. Однако, следует заметить, что для задержания могут применяться дополнительно другие меры принуждения. А это значит, что возникает необходимость определить эти меры принуждения. Так как таких мер принуждения много, то возникает необходимость их классифицировать. Такая классификация позволяет лучше понять способы применения мер принуждения при задержании правонарушителя на месте совершения правонарушения, позволяет исключить ошибки при принятии решения на их применение.

У частной охраны имеется три компонента использования силы при задержании. Это физическая сила, оружие самообороны, специальные средства (спецсредства) и огнестрельное оружие. Применение силы осуществляется в зависимости от необходимости.

Следует установить правомерные критерии использования охраной силы. Это возможно сделать, распределив применение силы по уровням, которые можно определить с помощью правоприменительной деятельности охраной, которая ей предоставлена законодательством. Это мера принуждения. Для охранников сегодня предусмотрено пять уровней применения силы (принуждения):

  • • применение физической силы
  • • применение специальных средств
  • • применение гражданского оружия
  • • применение служебного оружия для причинения вреда здоровью правонарушителя
  • • применение служебного оружия для причинения смерти правонарушителю

Первый уровень силы связан с применением физической силы. Фактически здесь происходит физический контакт. При физическом сопротивлении, когда правонарушитель не поддается уговорам и не желает подчиниться приказу охранника. Охранник, схватив правонарушителя рукой, ведет его с применением усилия или правонарушитель лежит или сидит и не желает идти, и охраннику приходится его нести или звать на помощь, чтобы перенести. В данном случае применяется физическая сила.

Второй уровень силы связан с физическим сопротивлением правонарушителя и применением некоторых методов, в том числе, связанных с физической силой. Это может быть заламывание руки правонарушителю назад при задержании, применение болевых приемов, связывание, повреждение его автомашины, а также побои, телесные повреждения и применение других физических методов принуждения.

Уровни применения силы при задержании не регламентированы законодательством о деятельности охранных структур. В данном случае задержание правонарушителя за совершение преступления осуществляется на основании ст. 38 УК РФ.

Третий уровень силы может быть осуществлен с применением специальных средств. Это зависит от обстоятельств, при которых происходит задержание, или поведения самого правонарушителя.

Обстоятельства при задержании, когда охранник имеет право применить специальные средства, могут возникнуть уже на первом уровне задержания, когда правонарушитель не оказывает физическое сопротивление, то есть лежит и не желает идти. Однако правонарушитель оказался значительно сильнее охранника, и в результате большой его тяжести охранник не может перенести правонарушителя сам с помощью других охранников или вызвать милицию. Здесь охранник в основном применяет резиновую палку. Спецсредства применяются и тогда, когда правонарушитель пытается убежать. Здесь используются наручники, физическая сила, вплоть до подручных средств.

Гражданское оружие, как правило, при задержании не применяется, если у охранника имеются спецсредства. При отсутствии у охранника специальных средств на третьем уровне силы оружие самообороны применяется аналогично специальным средствам.

Применение служебного оружия осуществляется на четвертом уровне силы для причинения вреда здоровью в соответствии со ст. 38 УК РФ к правонарушителю, совершившему преступление. В данном случае причиняется вред здоровью правонарушителя, когда он убегает, а охранник не может его догнать.

И, наконец, на пятом уровне силы служебное оружие применяется для причинения смерти преступнику при причинении им человеку смерти, когда он убегает, а охранник не может его догнать, или правонарушитель при задержании оказывает вооруженное сопротивление.

В указанных двух последних уровнях применения силы охранником следует учитывать, что применение служебного оружия не должно быть связано с превышением мер, необходимых для задержания. Сила здесь применяется охранником в соответствии со ст. 38 УК РФ.

Принимая решение на применение силы, частный охранник обязан определить, на каком уровне он должен применить силу, учитывая при этом обстоятельства и категорию совершенного преступления (небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое) или административного правонарушения. Охранник может оказаться в таких обстоятельствах или случаях совершения задерживаемым преступления, когда можно применять только специальные средства, или в такой ситуации — когда только огнестрельное оружие. При этом охранник может оказаться и в такой ситуации, когда решение вопроса о применении силы решается в доли секунды. В данном случае обстановка усложняется, поэтому здесь охранник может применить и более высокий уровень силы, чем это диктует сама ситуация. Поэтому, если охранник теряется, а правонарушитель применяет огнестрельное оружие, то охранник может погибнуть или быть тяжело травмированным.

Здесь же необходимо заметить, что при задержании за совершение правонарушения на охраняемой территории лицу, производящему эти действия, следует определить характер правонарушения. Оно может быть преступным деянием или административным правонарушением. При задержании следует особое внимание обратить на то, чтобы не превысить мер, необходимых для задержания правонарушителя.

В ч. 2 ст. 38 УК дается определение понятия превышения мер, необходимых для задержания. С объективной стороны такие действия характеризуются как явно, т. е. очевидно не соответствующие характеру и степени общественной опасности деяния, совершенного этим лицом, и, кроме того, как не соответствующие обстоятельствам и обстановке задержания, когда задерживаемому лицу причиняется явно чрезмерный вред. С субъективной стороны превышение определяется как умышленные действия, т. е. при превышении мер задержания лицо сознает чрезмерность и отсутствие явной необходимости предпринятых им действий для достижения цели задержания. Целью задержания является доставление в органы власти правонарушителя и пресечения его преступных действий. Причинение вреда задерживаемому лицу при превышении мер, необходимых для задержания, по неосторожности не рассматривается законом как преступление.

В тех случаях, когда лицо задерживается за совершение преступления, действия охранника о принятии решения на задержание не заканчиваются. У него может возникнуть необходимость принятия решения о доставлении правонарушителя в органы власти. В соответствии со ст. 38 УК РФ, охранник имеет на это право, тогда как при задержании за совершение административного правонарушения такое право отсутствует. Право на доставление за совершенное административное правонарушение сегодня в соответствии со ст. 27.2 КОАП РФ имеют только государственные правоприменительные органы, перечень которых имеется в КОАП РФ.

Большинство охранников добросовестно относятся к своим обязанностям, достаточно обучены, поэтому они используют силу разумно в зависимости от тяжести совершенного преступления или сложившейся обстановки, при которой произошло правонарушение. Однако имеются случаи неправомерного применения силы частными охранниками.

Обратим внимание читателя на неправомерное использование охранником силы. Неправомерное использование охранником силы можно разделить на два вида:

  • — ненужное
  • — чрезмерное

Ненужное использование силы — когда нет необходимости ее применять, то есть не было совершено правонарушение или правонарушитель не оказывал сопротивления.

Чрезмерное использование силы — когда применяется больше силы, чем необходимо в определенной ситуации или в определенных обстоятельствах.

Практика показывает, что существует четыре основных причины неправомерного, ненужного или чрезмерного применения силы при задержании:

  • плохо поставлено обучение личного состава в охранном предприятии. Особое значение в обучении имеют вопросы, связанные с правоприменительной деятельностью. Практика показывает, что неправомерно применяют силу охранники тех предприятий, в которых подготовка охранников на низком уровне. В охранных структурах обучение правоприменительной деятельности должно быть непрерывным и на высоком уровне. Имея дело с опасной или с непредсказуемой ситуацией, охранник имеет мало времени, чтобы оценить это и принять правильное решение. Здесь только обучение может дать возможность охраннику должным образом реагировать на угрозу или возможную угрозу, обращаясь к определенному уровню силы, учитывая обстоятельства и ситуации;
  • случаи, при которых охрана может быть вовлечена к неправомерному применению силы. Примером этого может служить незаконность исполнения приказа (распоряжения) в момент его исполнения (ст.42 УК РФ). В таком случае исполнитель несет ответственность за вред, причиненный личности, обществу или государству вследствие исполнения незаконного приказа или распоряжения;
  • перегрузка адреналина. Это иногда случается в ситуациях преследования. Когда после длительного или опасного преследования эмоции овладевают охранником и он совершает неправомерное применение силы. Поэтому, чтобы не было таких последствий, необходимо при обучении обращать особое внимание на эмоциональные и физические действия охранников во время применения силы;
  • использование власти в корыстных целях. Использование власти в корыстных целях часто связано с противоправными действиями экономического характера, со взяткой и другими негативными явлениями.

В заключение следует отметить значение изложенного перечня уровней силы для разработки стандартов применения мер принуждения со стороны сотрудников правоохранительных служб. Установленные объективные стандарты применения мер принуждения позволят повысить качество служебной подготовки силовых структур и объективность принятия решений судебных органов при рассмотрении ситуаций, связанных с применением мер принуждения.

Похожие статьи...